В России без любви
Распространившиеся на прошлой неделе слухи о продаже российского Райффайзенбанка – третьего по величине иностранного банка в России – опять опровергнуты, так же, как и в прошлом году.
Однако они заставили еще раз задуматься, что иностранным банкам, которые отличаются особенно взвешенной политикой и часто обладают уникальной для нашей страны компетенцией, в условиях санкций становится у нас все более неуютно. Это предположение подтверждается действиями «иностранцев» – они не уходят из России, но стараются снизить свою активность. Так, в сентябре Deutsche Bank объявил о сворачивании своих инвестиционно-банковских операций в России, что должно привести к сокращению персонала на 20%, причем в качестве мотива этого шага в прессе фигурировало и стремление спасти репутацию в связи с обвинениями в коррупции. Райффайзенбанк хотя и не продался сам, но продал группе «Бин» свой НПФ, а также объявил о продаже активов на общую сумму более 25 млрд руб.
Некоторые банки были все-таки проданы: в марте закрылась сделка по покупке «дочки» индийского «АйСиАйСиАй банка» Совкомбанком, а в сентябре кипрский «Юниаструм» на фоне финансового кризиса на родине был продан росийскому бизнесмену Артему Аветисяну.
Но самым распространенным способом уменьшения активности было сокращение филиальной сети. Райффайзенбанк в марте объявил, что останется в 44 городах из 65 к концу 2015 г. В апреле «Нордеа банк» решил сократить на 40% региональную сеть, оставив офисы только в Москве и Санкт-Петербурге. Росбанк, входящий в группу Societe Generale, озвучил планы до конца 2015 г. уменьшить количество офисов с 620 до 500, и, кроме того, он продал Московскому кредитному банку инкассаторскую компанию «Инкахран».
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о ситуации в банке «Хоум кредит», чье название часто ассоциируют с рискованной политикой на рынке потребительского кредитования: с января 2015 г. банк уволил 9000 работников из 26 000, то есть более трети всего персонала, при этом сократил филиальную сеть вдвое – с 737 офисов на начало года до 334.
«Что касается доли иностранных банков на российском рынке, то она определенно сокращается, и, вероятно, данный тренд будет продолжаться, – сообщил «Ко аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгений Славнов. – Так, к примеру, доля нерезидентов в совокупном капитале банковской системы на 1 июля 2015 г. составляла всего 20,53% против 26,42% на конец 2014 г. Столь резкое падение доли нерезидентов, вероятно, объясняется, в том числе, и активной докапитализацией российских банков их местными собственниками в последние пару лет: высокая активность резидентов размывает долю нерезидентов, что может свидетельствовать о сокращении интереса иностранных инвесторов к российскому рынку».
Все эти события кажутся тем более закономерными, что нынешняя волна сворачивания бизнеса иностранными банками не первая. Как отмечает аналитик инвестхолдинга «Финам» Богдан Зварич, исход иностранных банков с российского рынка наблюдался в 2011 г., что было связано с проблемами внутри банковского сектора Западной Европы и ожиданием ухудшения ситуации на долговом рынке проблемных стран.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в специальном отчете, посвященном российским инобанкам, объясняет все происходящее тем, что материнские структуры крупных российских банков «становятся менее готовыми принимать риски по мере ухудшения операционной среды». Соответственно по мере снижения аппетита к рискам снижаются объемы кредитования.
Евгений Славнов также констатирует, что привлекательность российского банковского рынка значительно снизилась в последние годы на фоне макроэкономической нестабильности, волатильности национальной валюты, роста рисков и падения доходности банковского рынка, к тому же в текущей ситуации высоки и политические риски для «дочек» иностранных кредитных учреждений, которые в случае дальнейшей эскалации ситуации могут начать испытывать сложности с доступом к материнскому финансированию.
Однако об уходе с рынка речь не идет: прежде всего, как отмечает Богдан Зварич, «сейчас очень сложно будет найти покупателей на российские «дочки» западных банков». Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations, полагает, что 2014 г. стал периодом резкой оптимизации бизнеса таких банков, к настоящему времени эти процессы завершены, и каких-либо изменений в их политике или же в активности на российском рынке ждать не стоит. Fitch Ratings, несмотря на все оговорки, констатирует, что зарубежные материнские структуры сохраняют нацеленность на российский рынок. При этом, по оценке агентства, крупные иностранные банки («Юникредит банк», Райффайзенбанк, Ситибанк и Росбанк) остаются самыми устойчивыми частными банками в СНГ.
Алексей Балашов, старший экономист Банка «Глобэкс» (Группа Внешэкономбанка):
«В целом банки с иностранным капиталом находятся в том же положении, что и все остальные. Российская банковская система переживает не лучшие времена. Так же, как и все, иностранные банки оптимизируют свою деятельность: сокращают региональное представительство и персонал, уходят из некоторых сегментов бизнеса. Вместе с тем, начало действия санкций повысило риски ведения бизнеса в России для иностранного капитала. Одни кредитные организации покинули страну, другие остаются, не наращивая капитал. После резкого падения в 2014 г. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы стала снижаться гораздо медленнее. Еще можно отметить небольшое уменьшение доли европейского и американского капитала в иностранных банках в пользу азиатского».
Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations:
«Ярко выраженной тенденции к продаже иностранных банковских активов в России нет, хотя информационная политика «дочек» международных кредитных организаций остается сдержанной.
Продажа дочек иностранных банков в настоящее время не имеет смысла, однако упорные слухи о скорой продаже этих активов, скорее всего, являются артподготовкой к началу выкупа долей этих кредитных организаций со стороны крупных российских банков.
Ни одна из «дочек» крупных международных банков на настоящий момент не испытывает проблем ни с ликвидностью, ни с текущим уровнем задолженности перед ЦБ или другими контрагентами».
Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы портала «Банки.ру»:
«Вероятно, крупнейшие зарубежные игроки на российском финансовом рынке в ближайшее время будут заниматься исключительно удержанием текущих позиций, игроки поменьше ограничатся обслуживанием своей клиентской ниши и спекулятивными операциями. Однако о выходе на рынок новых заметных участников или активном развитии новых направлений существующими игроками в условиях санкций можно забыть. Если в предыдущие периоды исход зарубежных игроков с российского рынка был обусловлен прежде всего экономическими факторами, то сейчас ключевой ограничитель для зарубежного капитала – не поддающиеся прогнозированию политические риски».
Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство»:
«Иностранные банки, как и остальные участники рынка, оказались заложниками как общей обстановки на рынке, так и собственных действий в период роста продаж. Из внешних факторов можно выделить рост инфляции и ужесточение регулирования. Первый привел к повышению ключевой ставки, что прямо отразилось на стоимости фондирования на внешних рынках. Второй ограничивает доходность банковских операций, снижая итоговую маржу участника рынка. Ключевыми внутренними проблемами можно назвать растущий риск и высокие затраты на содержание сети.
В отрасли стоит ожидать, скорее, не сокращения именно иностранных банков, а консолидации активов на фоне ужесточения требований по достаточности капитала и новых реалий рынка».