В России хотят изменить подход к патентованию IТ-решений
На последнем заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко были представлены поправки в четвертую часть ГК РФ, уточняющие порядок патентования решений в сфере IT. Поправки, разработанные Российским центром оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) по обращению Роспатента на основе исследования, выполненного Исследовательским центром частного права имени С.С Алексеева, позволят бизнесу легко патентовать чисто алгоритмические изобретения, полезные модели и промышленные образцы без оглядки на «материальную» сторону их воплощения. После итогового согласования на площадке Совета законопроект внесут в Госдуму.
Необходимость в переменах назрела давно. IT-разработки привлекают огромные инвестиции и остро нуждаются в эффективных инструментах защиты. Cегодня IT-продукт можно запатентовать, лишь представив его в заявке как способ решения технической проблемы путем «воздействия материальными средствами на материальный объект». Между тем, решая реальные технические проблемы в разнообразных отраслях — энергетике, нефтехимии, логистике и т.д., — IT-решения непосредственно соприкасаются с «материальным объектом» только внутри компьютерного устройства. Как следствие, авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в области IT вынуждены подавать громоздкие заявки, где описывается не только программное решение, но и компьютерное устройство, на котором оно работает.
В законопроекте предлагается дополнить статьи ГК РФ об изобретении, полезной модели и промобразце указанием на то, что все они могут предназначаться «для функционирования на компьютерном устройстве». Это значительно упростит работу как заявителей и патентных поверенных, так и экспертов патентного ведомства, которым больше не придется иметь дело с описаниями по сути универсальных функциональных блоков компьютера — процессора, памяти.
Президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев обратил внимание на то, что «неестественный» язык описания не только увеличивает стоимость заявки, отнимает время и замусоривает базы патентной информации, но и снижает шансы правообладателя в суде: «мутную» патентную формулу защищать сложно. Отсюда, большинству игроков проще вообще ничего не патентовать, положившись на механизмы авторского права или ноу-хау.
Особенно сложно уложить в «прокрустово ложе» нынешнего законодательства графические интерфейсы компьютерных программ. В качестве промобразца может выступать внешний вид промышленных и кустарных товаров, но никак не виртуальные объекты, существующие лишь на экране компьютерного устройства. И хотя Роспатент патентует подобные интерфейсы, но для большинства потенциальных бенефициаров эта возможность остается неочевидной — гражданское законодательство об этом прямо не пишет. В некоторых странах проблема решается особыми патентами на дизайн. Благодаря новому законопроекту в России также появится релевантный инструмент охраны подобных решений.
Подлинная инновация, предложенная в законопроекте, — софт-устройство, алгоритмический вариант полезной модели, отметил Сергей Матвеев: «Под эту категорию попадают обученные системы ИИ, индивидуальные боты и помощники, созданные на основе технологий ИИ. Сегодня их сложно отнести как к категории компьютерных программ, так и к категории данных. Они представляют собой сложный синтетический сплав данных и кода. И “софт-устройство” подходит для их охраны, для купли-продажи таких объектов больше всего».
Эксперт подчеркнул, что от предлагаемых нововведений больше всех выиграют организации, работающие с прорывными решениями в области IT. «РЦИС несколько лет добивался в Роспатенте регистрации способа управления транзакциями с правами интеллектуальной собственности с помощью блокчейн-инфраструктуры. Благодаря предлагаемым поправкам подобные задачи будут решаться куда проще», — пояснил он.
По словам Сергея Матвеева, главным эффектом нового регулирования станет диверсификация нематериальных активов компаний, а также рост числа охраняемых IT-решений в гражданском обороте. Это оживит рынок и привлечет в отрасль дополнительные средства, в том числе банковские кредиты под залог НМА.
Изменение подходов к IT-патентованию — давно ожидаемый индустрией шаг, отметила СЕО компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина: «В целом для IT-компаний идеальна схема патентования алгоритмов или бизнес-процессов в максимальном отрыве от конкретной технической реализации, настолько, насколько возможна такая защита в рамках действующего законодательства».
В то же время она обратила внимание, что неограниченное расширение возможностей патентования решений со спорным техническим результатом может породить появление новых «патентных троллей», которые в силу узкой специализации будут пытаться опередить добросовестные компании.
Отсюда, по словам Алины Акиншиной, новое регулирование может запустить как положительный, так и отрицательный сценарий: «В первом случае нас ждет невероятный успех за счет новых стимулов для IT-отрасли. При неблагоприятном варианте развития событий — напротив, внезапный всплеск активности не совсем настоящих IT-компаний и усложнение работы на рынке в связи с появлением множества блокирующих софт-патентов. Однако с учетом строгости российского патентного ведомства мы уверены, что этот второй сценарий не будет реализован».
Авторы поправок также уверены, что невозможность деятельности патентных троллей и других злоупотреблений обеспечит качества патентной экспертизы. Более того, благодаря новому закону специалистам Роспатента не придется разгребать тонны «мусорной информации», а значит, у них появится возможность сфокусироваться на экспертизе сути софт-решений как таковых.