«Все основные риски уже сбылись»
Девелоперы предупреждают: чем выше ключевая ставка, тем меньше важных инфраструктурных проектов — дорог, школ, больниц, спортивных центров — строится в стране. Как не поставить на паузы важнейшие социальные проекты, рассказывает управляющий директор УК «Инфратех Концессии», председатель Комитета по цифровизации градостроительной деятельности, проектированию и пространственному развитию Ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) Андрей Шишкин.
Мы имеем рост бюджетных обязательств на всем периоде реализации сделок ГЧП. Любой добавленный процент к ставке кредитования отражается большими издержками в долгосрочном периоде реализации концессионного соглашения. Зависимость неутешительная: чем выше ставка, тем меньше важных инфраструктурных проектов — дорог, школ, больниц, спортивных центров. Совсем, конечно, рынок не упадет, потому что для регионов инструмент концессии — это один из немногих инструментов опережающего строительства социально-значимых объектов, но их станет существенно меньше.
Есть еще один существенный фактор: весь бизнес сейчас строит свои долгосрочные финансовые модели не на текущем значении ключевой ставки в 21%, а на прогнозе Банка России и других регуляторов. Поэтому так важно, что было озвучено Эльвирой Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы. Регулятор повысил прогнозные цели по инфляции и увеличил ожидания средней ключевой ставки во всех сценариях. В худшем варианте, который получил название «Рисковый (Глобальный кризис)», ключевая ставка в среднем будет в диапазоне 22–25% годовых.
В такой ситуации, конечно, нам придется пересматривать все финансовые модели реализации уже действующих проектов. И пересматривать возможность и условия реализации планируемых.
Любые всплески повышения ставки — это реакция регулятора на текущие события в экономике, когда есть опасность развития каких-либо негативных изменений, обычно через непродолжительное время все отыгрывается обратно к более позитивным сценариям. Надеемся, что в следующем году прогнозы будут пересмотрены в лучшую сторону. Однако, даже при таких негативных сценариях строительство инфраструктурных объектов — дорог, коммунальных сетей, больниц или аэропортов — невозможно полностью остановить. Поэтому мы ожидаем увеличение роли государственного влияния на строительство критически значимой инфраструктуры в виде дополнительных программ поддержки в сфере ГЧП. Вариантом решения проблемы может стать создание работающей программы федерального субсидирования ставок по кредитам.
Все основные риски уже сбылись: под конец года у нас максимально высокая ставка рефинансирования, рекордная за всю историю российской экономики, новые параметры бюджета на будущий год, сокращение реализуемых проектов, еще большее ужесточение государственной кредитно-денежной политики и четыре прогнозных сценария развития, три из которых негативные.
Дальше, мы надеемся (так как все риски уже сбылись), наступит тот позитивный эффект, ради которого данные меры кредитно-денежной политики предпринимались: ситуация в экономике нормализуется и войдет в стадию стабильного роста.