В RRC «сообразили на троих»
Константин Сидоров, Владимир Варивода и Олег Шкинев больше никогда не встретятся. По крайней мере – по их словам. Три джентльмена решили вести бизнес порознь. Итогом реструктуризации компании RRC, проходившей в течение всего 2000 года, стало разделение единой компании на три: Inline technologies, Inpas и собственно RRC.
К востоку от Одера
Президент RRC Константин Сидоров объясняет смысл реформ: «Мы решили следовать принципу: «Одна компания – один вид бизнеса». До реформ RRC вела несколько видов бизнеса, поэтому приходилось слышать такие вопросы: «RRC? Это что за компания? Та, что с платежками работает?»
На самом деле RRC работала не только в секторе платежных систем. Два других направления бизнеса – дистрибуция и системная интеграция. Константин Сидоров подчеркивает, что создание трех компаний не деление бизнеса, а его реструктуризация. «Мы хотим сделать бизнес максимально прозрачным», – объясняет Сидоров. Для достижения прозрачности RRC с 1999 года проводит аудит собственной деятельности, приглашая для этих целей KPMG. В свою очередь, прозрачность нужна RRC для того, чтобы в перспективе привлечь стратегического инвестора. Константин Сидоров говорит, что RRC в течение ближайших лет намерена стать публичной компанией. При этом г-н Сидоров считает, что привлечение инвестора не самоцель, а шаг в развитии бизнеса.
«Мы убеждены, что любая структура, сколь эффективна она ни была на определенном этапе, должна развиваться, следуя требованиям времени, – считает Константин Сидоров. – Исходя из этого, реструктуризация компании RRC является необходимостью, продиктованной происходящими на рынке изменениями».
По мнению авторов проекта, реструктуризация позволит каждой из трех компаний эффективнее вести бизнес в своем секторе. Теперь менеджмент RRC сосредоточится на дистрибуции. Компания является одним из наиболее крупных дистрибуторов телекоммуникационного и компьютерного оборудования таких производителей, как 3Com, CISCO Systems, Siemens, Motorola, ZyXel Communications, U.S.Robotics, ELSA, S3/Diamond Multimedia. RRC – единственная российская дистрибуторская компания, активно работающая на рынках Восточной Европы. (О восточноевропейском бизнесе RRC «Ко» сообщал в номере 10(106) от 20 марта 2000 года.) В Польше RRC работает с 1998 года, в Чехии – с 1999-го, в Венгрии – с 2000-го. Кроме того, RRC имеет офис на Украине, где является единственным дистрибутором компании U.S.Robotics. По словам Константина Сидорова, 2000 год для Восточной Европы был удачным. Местные рынки high tech продолжают успешно развиваться (особенно быстро растет венгерский рынок), поэтому RRC намерена расширять свое присутствие в этом регионе. Сидоров говорит, что «откусить» первые 10 – 15% рынка трудно, а затем процесс, несмотря на жесткую конкуренцию с местными дистрибуторами, идет легче. RRC размышляет о том, чтобы в перспективе распространить свой бизнес на Турцию, Грецию и Казахстан. При этом наибольший удельный вес в дистрибуторском бизнесе RRC принадлежит России: из 1000 дилеров RRC более 700 работают в РФ.
Равноудаленные
Пока RRC не стала публичной компанией, она не объявляет о финансовых результатах своей деятельности. На вопрос об объемах бизнеса менеджеры группы компаний ограничиваются самыми приблизительными оценками. Так, например, генеральный директор выделившейся из RRC в начале 2000 года компании Inline technologies Владимир Варивода признает, что обороты его компании «в разы меньше, чем обороты дистрибуторского бизнеса RRC». Компания Inline позиционирует себя в секторе сложных сетевых проектов. Подобные проекты в России стоят около $1 млн каждый. В соответствии с «табелью о рангах», принятой на национальном информационном рынке, это крупные проекты, тогда как на рынках стран Западной Европы и США подобные проекты классифицируется как средние по размеру.
Владимир Варивода оценивает годовой объем бизнеса Inline в размере $8 – 10 млн. При этом менеджер подчеркивает, что бизнес Inline не пересекается с дистрибуторским бизнесом RRC. «Во-первых, мы не перебегаем дорогу дилерам RRC. Во-вторых, мы не зависим от RRC по поставкам. Далеко не все оборудование, необходимое для выполнения наших проектов, мы закупаем в RRC. Если вдруг RRC закроется, мы сможем продолжать бизнес самостоятельно», – говорит Владимир Варивода.
Авторы структурной перестройки RRC считают, что подобная равноудаленность друг от друга помогает компаниям, входящим в группу, вести бизнес эффективнее. При таком менеджменте лучше видны достижения и недостатки каждой из компании.
«Реорганизация позволит сфокусировать все ресурсы на решении стратегически важных бизнес-задач, – говорит Владимир Варивода. – Самостоятельные компании смогут сконцентрировать усилия на тех направлениях, в которых они наиболее сильны и профессиональны».
Или в бум, или в Иран
Компания Inpas (Innovative payment solutions) отделилась от RRC 1 января 2001 года. Inpas образована на базе департамента транзакционных систем RRC, работающего на российском рынке с 1994 года. Компания намерена заниматься продажей и сопровождением транзакционного оборудования для торговых точек, пунктов выдачи наличных денег и другими проектами, в которых используются пластиковые платежные карты. Рынок для Inpas составляют платежные и процессинговые компании, а также банки.
Директор компании Inpas Олег Шкинев считает, что в 2001 году в России начнется пластиковый бум, а в 2002 году национальный рынок платежных систем увеличится по сравнению с его нынешним состоянием в 3 раза. «Говорить о буме можно будет тогда, когда у человека, принадлежащего к российскому среднему классу, будет по две-три пластиковые карточки в кармане, – говорит Олег Шкинев. – Выбор сценариев небольшой: или у нас в стране начнется карточный бум, или Россия «уйдет в Иран» (деградирует до состояния Ирана, в котором пластиковые платежные системы не используются. – «Ко»). Шкинев говорит, что Inpas хотела бы стать платежным интегратором, работающим на всех участках растущего рынка. В том числе Inpas намерена попробовать себя в GSM-банкинге (финансовые операции при помощи мобильного телефона) – это направление сегодня бурно развивается в Европе, в России же делает лишь первые шаги. Олег Шкинев думает, что, если в Россию придут западные торговые сети, это станет еще одним стимулом для развития рынка платежных систем в стране.
«Реорганизация дает возможность сделать каждое направление деятельности компании целенаправленным и эффективным, – считает Олег Шкинев. – Для этого необходимо четко позиционировать каждую структуру на рынке, построить грамотный брэндинг».
Константин Сидоров говорит, что брэндингом каждая из трех компаний будет заниматься самостоятельно. Брэнд RRC отныне будет развиваться только на дистрибуторском рынке, тогда как Inline и Inpas будут продвигать свои брэнды только на рынках сетевой интеграции и платежных систем соответственно. Inline, Inpas и RRC не будут согласовывать свои маркетинговые и рекламные стратегии, они вообще не будут впредь координировать свой бизнес друг с другом. Единственно, что будет объединять трех игроков, – это место жительства: некоторое время офисы компаний будут находиться в одном здании.
По мнению конкурентов, в реформах, предпринятых RRC, нет ничего странного.
«В этом есть логика, – говорит президент холдинга «Ланит» Георгий Генс. – Разные бизнесы есть смысл держать в разных компаниях, хотя в этом случае и возрастают расходы на содержание менеджеров и бухгалтерии. «Ланит» представляет собой холдинг, в который входят более 10 предприятий. Странно, что в RRC до этого все виды бизнеса развивались в одной компании. В дистрибуторском бизнесе мы пересекаемся с RRC. Думаю, здесь нет смысла искать подводные течения. Они разделились, чтобы эффективнее вести бизнес».