В своем праве
Защита авторского права считается в России одним из самых сложных юридических вопросов, поэтому многие пострадавшие зачастую даже не пытаются отстаивать свои права. А зря. Практика защиты интеллектуальной собственности уже работает достаточно эффективно.
Буквально на днях компания «Музыкальное право», которая обладает правами на произведения Виктора Цоя, подала иск на 3 млн руб. к социальной сети «Вконтакте». И скорее всего, иск будет удовлетворен.
«Зачастую сложность защиты авторских прав обусловлена трудностью обнаружения и идентификации нарушителя, поскольку большая часть нарушений происходит сегодня в сети Интернет, – комментирует партнер, глава практики интеллектуальной собственности международной юридической фирмы «CMS, Россия» Антон Банковский. – Дополнительные сложности может вызывать доказывание авторства, поскольку авторские права возникают в момент создания произведения, и регистрация авторских прав не является обязательной. Кроме того, непростой может оказаться квалификация использованного объекта в качестве произведения, охраняемого авторским правом, то есть является ли использованный объект произведением или нет. Наконец, затруднения могут возникнуть при установлении факта, является ли использованное произведение модификацией, то есть результатом переработки ранее существовавшего произведения, или оно может быть признано новым произведением».
Но не только искусство нуждается в защите авторских прав. Уже давно никого не удивляют подделки модных брендов одежды. Недавно американский дизайнер Александр Вэнг выиграл судебное дело против онлайн-магазинов, которые продавали контрафактную одежду. Суд заставил их выплатить штраф в $90 млн в качестве возмещения ущерба.
В России к продавцам подделок известных брендов суды тоже строги, хотя штрафы существенно ниже. Предприниматель из Кисловодска, открывший в городе магазин под торговым знаком Chanel, теперь по решению суда должен заплатить порядка 1,5 млн руб. за торговлю контрафактом.
Подделками одежды известных брендов, конечно, никого не удивить. Но мошенники одеждой не ограничиваются. Так в 2012 г. в Арбитражный суд Татарстана с иском к торговой компании «Конвент» (г. Нурлат) за незаконное использование товарного знака обратилось ОАО «КамАЗ». Годом ранее, в ходе таможенного досмотра, на машинах ТК «Конвент» были найдены некоторые запчасти с товарным знаком «КамАЗ». При этом договоров на право использования своего товарного знака «КамАЗ» с «Конвентом» не заключал. Экспертиза доказала, что 10 замков зажигания – контрафактные. За выявленную подделку «КамАЗ» потребовал от ответчика компенсацию в размере 100 000 руб. Суд решил частично удовлетворить иск «КамАЗА» и взыскать в пользу автогиганта 30 000 руб.
Но есть и еще более экзотичные примеры подделок. Компания SCA, специализирующаяся на производстве и реализации гигиенической продукции европейского и российского производства, отстояла в суде запатентованный промышленный образец втулки, применяемый в диспенсерах системы Tork Matic. Ответчиком выступила компания «Бумага сити», которая использовала для своих бумажных полотенец втулку Tork Matic.
Для начала нарушителям было отправлено предупреждение с просьбой прекратить производство и продажу контрафакта. Но «Бумага сити» факт торговли поддельной продукцией признавать отказалась. Тогда было решено обратиться в суд. По итогам судебного разбирательства иск SCA к «Бумага сити» был удовлетворен, а контрафактная продукция исчезла с рынка.
«SCA – надежный поставщик, который соблюдает все договоренности, у дистрибьюторов есть гарантия качества продукции, сроков поставки и надлежащего сервиса. Сомнительный поставщик, который подделывает чужую продукцию, может в любой момент нарушить условия договора, – поясняет коммерческий директор SCA Максим Барков. – SCA тщательно отслеживает случаи подделки своей продукции и старается пресекать их, защищая свою репутацию и интересы своих клиентов».
Подделывают все – автозапчасти, мебель, парфюмерию и бытовую химию, ультрастильные лабутены и смешные кроксы. Кто-то опускает руки и позволяет мошенникам наживаться на контрафакте, кто-то бережет своего потребителя и, собрав, доказательства, идет в суд – отстаивать свои и, в сущности, наши права. Дорогу осилит идущий.