Top.Mail.Ru
финансы

Валютные ставки уйдут в отрицание

Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Российские власти определились с механизмом отрицательных ставок по валюте для бизнеса. С компаний готовятся взимать комиссию по депозитам, открытым в любой иностранной валюте. Это поможет банкам компенсировать потери, которые они понесли из-за роста долларовых ставок по сравнению с рублевыми. Опрошенные «Компанией» эксперты считают это решение логичным, однако предупреждают, что больше всего пострадают компании, которым валюта нужна для ведения внешнеэкономической деятельности. При этом аналитики уверены, что в следующем году власти могут рассмотреть введение комиссии и для физлиц.

Банки смогут устанавливать отрицательные ставки по валютным депозитам для юрлиц по особым правилам, пишет РБК со ссылкой на законопроект Минэкономики. Подлинность документа подтвердил источник издания, участвующий в обсуждении. Ведомство разработало поправки для «снижения концентрации средств в валюте» в банках. Согласно пакету документов к проекту, поправки уже поддержали в Минфине и ЦБ.

Регулятор, по словам представителя ЦБ, активно участвовал в работе над законопроектом. Если Госдума его примет, то документ должен вступить в силу через 10 дней после официального опубликования. «Изменения в законодательство направлены на постепенную девалютизацию российской экономики», — объяснил представитель регулятора. По его словам, положения закона распространятся и на договоры валютных депозитов, заключенных до вступления в силу закона.

В чем суть поправок

Законопроект вносит изменения в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности». Теперь ее дополнят новой нормой, разрешающей кредитным организациям брать с корпоративных клиентов комиссию по депозитам, открытых в любой иностранной валюте. Размер комиссии может превысить величину начисленных по вкладу процентов.

Конструкция с вознаграждениями и процентами даст возможность банкам применять отрицательные ставки по депозитам, которые не допускает Гражданский кодекс. Подобная мера за всю историю страны не применялась, поскольку «это было невозможно из-за законодательных ограничений, которые как раз сейчас новыми поправками устраняются», заметил начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин в разговоре с «Компанией».

На прошлой неделе глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что банк «вводил и будет вводить» отрицательные ставки для юрлиц, имея в виду комиссии по счетам и депозитам. По его словам, для попавших под блокирующие американские санкции банков «просто нет другой возможности».

«У нас нет возможности оперировать в валюте сегодня, мы не может наращивать валютные активы, соответственно нам нужно выталкивать пассивы», — говорил он на деловом завтраке «Сбера» в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2022). Помимо Сбербанка под санкциями США находятся ВТБ, Альфа-банк, «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, банк «Россия» и Новикомбанк.

Положение даже не попавших под санкции банков «в этом ключе ненамного лучше», поскольку число контрагентов у них существенно сократилось, а хеджирование валютного риска превратилось в проблему, отмечает Шульгин. «Поэтому желание банковской сферы отталкивать валютные пассивы выглядит логичным», — сказал он.

«Именно с банковского сектора начинается тенденция девалютизации»

Отрицательная ставка поможет российским банкам компенсировать понесенные ранее потери. Жесткие западные санкции создали им проблемы с размещением валюты — долларовые ставки на внутреннем денежном рынке превысили рублевые. Другими словами, банкам фактически пришлось доплачивать за хранение валюты на балансе. Мосбиржа замечала, что в июне ситуация стала еще хуже — разница между долларовыми и рублевыми ставками продолжила расти.

Эту проблему в своем «Обзоре финансовой стабильности» отметил и Банк России. «Из-за изоляции валютного рынка <…> у банков при наличии валютных пассивов и активов создаются дополнительные риски, так как они лишены возможности хеджировать свою валютную позицию», — указывал регулятор. Он считает, что улучшить ситуацию могла бы девалютизация банковских балансов — снижение объемов привлеченной валюты. Для ее стимулирования ЦБ предложил ввести комиссию или отрицательную ставку по депозитам юрлиц, но выступал против аналогичных мер применительно к физлицам.

По данным Банка России, на 1 февраля валютные активы российских банков составляли $331,4 млрд, а совокупные пассивы в валюте — $351,4 млрд. Разница в $20 млрд — открытая валютная позиция, которую банки традиционно хеджировали за счет забалансовых инструментов.

Кроме того, на 1 февраля на средства юридических лиц пришлась почти половина банковских валютных пассивов (49,8%, или $174,9 млрд). Причем большую часть средств корпоративные клиенты хранили на депозитах, по которым предусмотрены проценты — $105,8 млрд.

прочитать весь текст

Механизм будет выгодным для банков, считает Шульгин. «Именно с банковского сектора начинается тенденция девалютизации, но и бизнесу, и домохозяйствам этой тенденции избежать не удастся», — считает он.

Для корпоративных клиентов банков это, конечно, неприятная новость, отмечает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. По его словам, больше всего пострадают компании, которым валюта нужна для ведения внешнеэкономической деятельности. Они, вероятно, смогут перевести средства в валюты, по которым комиссии пока не будут взиматься, а при необходимости конвертировать в нужную валюту, но и это связано с дополнительными издержками и может потребовать хеджирования в той или иной форме. «Кроме того, многие компании хранят излишки средств в валюте с инвестиционной целью — зарабатывают на изменениях курсов. Предлагаемая мера сделает это менее привлекательным», — заметил аналитик.

Между тем попытка заставить физлиц сейчас, при крепком рубле, «выйти» из валюты и фиксировать убытки приведет к волне недовольства со стороны граждан. «Другое дело, если рубль в перспективе ослабнет. Тогда, вводя комиссии, можно стимулировать население уйти из валюты “при своих”, может даже с прибылью», — рассуждает Шульгин. По его словам, если допустить, что импорт будет заметно восстанавливаться в 2023 году, а объемы экспорта будут сокращаться из-за санкций, то среднесрочно рубль сохраняет шансы на ослабление.

Шульгин не исключает, что в 2023 году начнется обсуждение инициативы комиссий для счетов физлиц. «Именно комиссий. Речь о том, что ставка по вкладу физлиц может стать отрицательной, не идет. Власти такую схему не обсуждают», — указал Шульгин.

Население является более уязвимым в условиях кризиса в сравнении с бизнесом, особенно крупным, поэтому власти вряд ли разрешат банкам распространить механизм отрицательных ставок на вклады физлиц, соглашается Додонов. «Скорее, девалютизация в данном сегменте будет происходить за счет того, что банки будут отказывать гражданам в открытии новых валютных депозитов — некоторые кредитные организации уже это делают», — отметил он.

По данным Frank RG, уже семь банков убрали опцию валютного перевода в другой российский банк для граждан (ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк и др.). Два банка предупреждают о возможных трудностях (Сбербанк и РНКБ), а еще три просят конвертировать валюту в рубли (Юникредит, Ситибанк и Росбанк).