Вексель теперь не зачетный, а финансовый инструмент
ПОКА ФОНДОВЫЙ рынок не смог восстановить докризисные позиции. А рынок векселей, напротив, не только вырос, но и стал качественно другим, чем был до августа-98. До 1999 года вексель был сугубо взаимозачетным инструментом - средством расшива неплатежей. Большая часть вексельных схем вообще не предполагала денежного погашения: векселя просто обслуживали бартерные сделки. А основными их эмитентами были естественные монополии и их крупные потребители. Не избежали искуса бизнеса на зачетах и региональные администрации - они оплачивали векселями поставки для нужд бюджета. Обратно векселя принимались в счет уплаты региональных налогов. Эти исключительно полезные в прошлом бумаги ходили по замкнутым цепочкам и были своего рода "валютой для своих".
Теперь все не так. Ежедневные объемы торгов достигли 2 млрд руб. Изменилась цель приобретения векселей - это уже не средство платежа, а финансовый инструмент. Вексель обязательно погашается деньгами, а покупают его не для оплаты товара, а ради извлечения прибыли. Благо временно свободные средства у многих есть. Отказов оплатить вексель в течение 1999 - 2000 годов дилеры не припоминают.
Основным эмитентом векселей остается "Газпром" вместе с "Газпромбанком": его бумаги занимают порядка 70 - 75% рынка. Еще 10% приходится на Сбербанк, остальные довольствуются скромными объемами. Доходность "газпромовских" векселей служит базой для расчета: к их доходности плюсуется премия. В принципе такая "неестественная" монополизированность рынка несколько ограничивает его устойчивость. Ведь не исключено, что, разобравшись с "Итерой", "Стройтрансгазом" и т.д., государственные мужи и дружественные им "миноритарии" заинтересуются вексельной программой "Газпрома". Денег у монополиста вроде достаточно, а объем выпущенных бумаг устойчиво растет (за последние полгода с 27 млрд до 46 млрд руб.). "Газпром" не размещает векселя на свободном рынке, а рассчитывается ими с поставщиками. Уже они выводят бумагу на рынок. Не исключено, что здесь обнаружится элемент упущенной со стороны монополии выгоды. Однако при любом развороте событий вексельная схема для "Газпрома" - накатанный механизм и ее замена денежными платежами потребует времени и изрядной работы.
По словам гендиректора ИК "Регион" Павла Мрдуляша, основную конкуренцию эмитенты векселей чувствуют со стороны "межбанка" и корпоративных облигаций. Первый конкурент "побивается" более высокой доходностью. В среднем доходность векселей "Газпрома" (трехмесячных 17 - 18%) и "Сбербанка" выше ставок на "межбанке" на 3 - 4%. Векселя менее уважаемых эмитентов, естественно, более доходны. Развитие второго конкурента - корпоративных облигаций - пока сдерживается правовыми, финансовыми, налоговыми и прочими ограничениями. Выпустить вексель значительно проще и дешевле. Но в будущем рынки векселей и корпоративных облигаций сольются. "Долговой рынок (векселя, облигации) более адекватен состоянию нашей экономики, чем рынок акций", - говорит Павел Мрдуляш. "Развитие рынка акций сдерживается отсутствием крупных финансовых институтов, непроработанностью прав акционеров и т.д. С векселем же все значительно проще, после того как он превратился из зачетного в финансовый инструмент". Интересно, что развитие вексельного рынка сдерживается сейчас не со стороны спроса, а со стороны предложения. То есть свободных денег достаточно, но не все решаются выпустить вексель. Тем более что если для нового эмитента акций достаточно попасть в биржевой листинг, то на рынок векселей каждый выходит сам. И нужно еще потратить усилия на то, чтобы убедить потенциальных покупателей в качестве бумаги.