Top.Mail.Ru
архив

Вернуть Курченко

Перспективы топливного рынка Украины в буквальном смысле слова покрыты туманом постреволюционного хаоса и дымом пылающей войны. 

Главные участники сегмента дезориентированы, дорожает импорт, снижается объем внутреннего производства топлива, многим крупным игрокам угрожает национализация, а рынку в целом - рейдерство и недобросовестная монополизация. Потребители уже с ностальгией вспоминают времена ушедшего режима, когда на рынке присутствовала стабильность. Правительство же своими действиями лишь усиливает анархию.

Стремительный рост цен на топливо на Украине начался в марте 2014 г.: к концу июля горючее подорожало по сравнению с февралем 2014 г. более чем на 40%. Средние цены на АЗС по состоянию на середину августа выросли с февральских 10,3 до 14,2 гривны за литр А-80, с 10,4 до 14,9 гривны за литр Аи-92, с 10,7 до 15,2 гривны за литр Аи-95 и с 9,9 до 14,6 гривны за литр дизтоплива, сообщает сайт украинского Минфина. В Киеве традиционно увеличение цен является более существенным.

Трейдеры объясняют это падением курса гривны (на межбанке стоимость доллара превысила 13,1 гривны), что означает удорожание импорта. У импортеров все контракты заключены в валюте, и в этой связи их прайс-листы претерпевают регулярные изменения. И хотя украинские НПЗ формируют запасы и увеличивают цены не так часто - примерно раз в месяц, это не оказывает значительного компенсаторного эффекта: ведь на долю отечественных нефтепродуктов приходится менее 20% рынка. Правительство демонстрирует лишь собственное бессилие.


Назад, в 1990-е

Обесценивание гривны - далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются сегодня игроки топливно-энергетического рынка Украины. В условиях политической нестабильности, правового и административного вакуума многие компании вынуждены противостоять еще и попыткам рейдерского захвата собственных активов.

Под вопросом сегодня судьба таких предприятий, как Лисичанский и Одесский НПЗ, Херсонская перевалка и др. Вокруг них выстраивается целая инфраструктура "заявления прав", причем инициируемая совершенно различными сторонами. Это не только формальные владельцы предприятий, среди которых попавшие в немилость у украинского общественного мнения национальные олигархи и российские компании, но и игроки из другого, пока легитимного лагеря бизнесменов и власть имущих в стране.

Показательны в этом смысле истории, случившиеся с Лисичанским и Одесским НПЗ. Это активы российских компаний. К середине июля предприятия были вынуждены полностью или частично приостановить работу, а там в общей сложности работали свыше 4000 человек. Одесский НПЗ с 1 августа объявил об увольнении почти четверти всего персонала, отметив, что к этому его вынудили действия правоохранительных органов.

На имущество Одесского НПЗ, которое нефтегазовый олигарх Сергей Курченко передал в залог банку "ВТБ", был наложен арест. Также функционированию предприятий чинились многочисленные формальные препятствия. Лисичанский НПЗ, принадлежащий компании "Роснефть", в середине июля 2014 г. был обстрелян неизвестными. "Роснефть" охарактеризовала инцидент как "провокацию и преступление". "Компания расценивает действия украинских силовиков как весьма своеобразный способ избавления ОАО "НК "Роснефть" от проблемного актива, способного в экономическом контексте современной Украины генерировать исключительно убытки. При этом Украина избавляется от лучшего нефтехимического производства, обеспечивавшего почти 3000 рабочих мест для граждан Украины", - говорится в заявлении компании.

Есть основания подозревать в причастности к случившемуся с обоими предприятиями одиозного украинского олигарха и вновь назначенного губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Устранение обоих предприятий фактически дает его бизнес-группе "Приват", и, в частности, Кременчугскому НПЗ, неоспоримое конкурентное преимущество. Другим игроком, пытающимся выловить рыбку в мутной воде нынешнего топливного рынка, считают Игоря Еремеева. "У нас есть основания предполагать коммерческую заинтересованность дорвавшихся до власти украинских олигархов в уничтожении конкурирующего производства и повышении цен на продукцию своего предприятия в городе Кременчуг", - отмечается в пресс-релизе "Роснефти". Именно Коломойский может стоять за попыткой присвоить нефтепродукты Одесского НПЗ, говорит уполномоченный правительства Украины по вопросам антикоррупционной политики.


Контрабанда под Киевом

Эксперты также фиксируют еще одно важное обстоятельство развития ситуации на топливно-энергетическом рынке Украины. По словам гендиректора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, ускоряется движение внутреннего топливного рынка в "тень": "Меньше ездить не стали, тогда как поставки нефтепродуктов на рынок резко сократились. Нонсенс".

Данные отчета консалтингового агентства говорят о том, что большая часть "серого" рынка нефтепродуктов приходится на бензин как более выгодный продукт для контрабанды и фальсификата. "При этом кустарное производство сосредоточено не где-нибудь на периферии, а непосредственно вблизи крупнейших центров потребления топлива на востоке и в центре страны - в Переяславе-Хмельницком и Василькове, что в Киевской области. Номенклатура "приезжающих" в столичный регион нефтегрузов полностью идентична набору компонентов для нефтеперерабатывающих заводов. Нюанс лишь в том, что в Киевской области официально никаких НПЗ нет", - подчеркнул эксперт.

Между тем, как сообщают местные СМИ, Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины готовит изменения в законодательство, содержащие технические требования к бензинам и дизтопливу. Эти поправки предназначены для готовящегося нового технического регламента и направлены прежде всего на предотвращение поступления на украинский рынок контрафактного топлива. Несмотря на то, что документ должен был вступить в силу с 1 июля 2014 г., этого не случилось и по сей день: по всей видимости, подобное решение противоречит чьим-то хорошо обеспеченным в правительстве интересам.


За чей счет банкет?

Тем временем потребители продолжают платить за все возрастающую нестабильность на топливно-энергетическом рынке. Кроме высоких и продолжающих расти цен на бензин, население испытывает недостаток в газе для бытовых нужд, и это в преддверии холодов.

После прихода новой власти Минэнерго попыталось производить продажу газа без участия компании "ВЕТЭК" Сергея Курченко, но аукционы проводятся в условиях хаоса. В результате сотни тысяч семей по всей Украине остаются без элементарных условий для приготовления пищи, не имея возможности купить газовый баллон.

Учитывая те многочисленные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются все без исключения на Украине, обозримых радужных перспектив для страны не наблюдается. После Майдана топливно-энергетической безопасности угрожают не только из рук вон плохие отношения с главным поставщиком - Россией, но, как выяснилось, и внутренние распри вокруг значимых активов. Эйфория от мнимого уничтожения якобы преступных частно-государственных схем прошла, методично создаются новые, и не удивительно, что в украинской прессе уже звучат призывы "вернуть Курченко". Тем более что ни одна из приписываемых ему "схем" так и не была удовлетворительно расследована и доказана правоохранительными органами.

Еще по теме