Top.Mail.Ru
архив

Видимо-невидимо

Футбольный чемпионат России 2000 года впервые в истории этих турниров остался за кадром основных телевизионных каналов страны. В нынешнем сезоне, который стартовал в минувший уик-энд, подобное, вероятно, не повторится: его матчи значатся в сетке аж пяти телекомпаний (ОРТ, РТР, Ren-TV, ТВЦ, НТВ-Плюс), но вместе с тем лишь одна из них официально владеет на данный момент правами на какие-то трансляции. С точки зрения простого болельщика, вопрос выглядит улаженным, однако пока он решен лишь политически. По части футбольной экономики, для которой эти трансляции важны в не меньшей степени (поступления от телевидения и рекламы – важнейшие статьи доходов спорта во всем мире), ситуация не столь отрадная: почти все российские клубы до сих пор не имеют постоянных договоров с телевидением, и длится это уже полтора года. «Ко» воссоздает хронику этих полутора лет – хронику трансляций, которых не было.

 

Октябрь 1999-го. Истекает прежний договор о трансляциях матчей чемпионата и Кубка России, длившийся 5 лет и обогативший футбольные клубы в общей сложности на $14,8 млн. Согласно схеме этого договора деньги за трансляции вносило не телевидение, а посредническое агентство IMG, сумевшее привлечь к трансляциям чемпионата крупных рекламодателей – Pepsi, Japan Tobacco, Mobil. Взносом телевидения в эту сделку стало предоставление времени для футбола и рекламы этих компаний. Уже летом 99-го IMG внесла свои предложения по пролонгации сотрудничества с российским футболом, однако они были отклонены. По версии сотрудников агентства, мотивом к тому стало желание перехватить этот бизнес некими структурами, приближенными к футбольным властям. Последние неофициально, полушепотом огласили свое видение причин, приведших к разрыву: не совсем порядочное поведение IMG, и в частности необходимость так называемого отката.

Март 2000-го. Прежде единый футбольный пул теряет самого яркого представителя: московский «Спартак» заключает индивидуальный трехлетний контракт с телекомпанией Ren-TV, которой передает эксклюзивные права на трансляцию своих домашних матчей. Многие, впрочем, склонны воспринимать этот договор не как самоценную сделку, а как часть трехлетнего же спонсорского соглашения «Спартака» с нефтяной компанией «ЛУКойл», по которому московский клуб получает не менее $2 млн за сезон. Находясь в общем телевизионном пуле, «Спартак», несмотря на статус самой дорогой команды, даже в самые «урожайные» годы выручал от трансляций не более $750 тыс., то есть коммерческая выгодность такого решения для «красно-белых» налицо. Выход чемпиона России из пула практически уничтожает интерес телекомпаний к пулу, переговоры стопорятся, и в последующие полгода телезрители видят на своих экранах только «Спартак». Да и то лишь те, чьих антенн достигает сигнал Ren-TV.

Апрель 2000-го. Переговоры остальных 15 клубов с телевидением затягиваются. В сущности то, что происходит в этот период, и переговорами-то назвать сложно: таковые обыкновенно ведут люди, знающие некий общий язык, а телевизионные и футбольные начальники изъяснялись на разных наречиях. Телевидение, давно поставленное в условия финансового самообеспечения, вело общение языком юридических и экономических терминов. Футбольные руководители все чаще скатывались к популизму и годящимся лишь в болельщицкой среде упрекам: «Телевидению легче забить эфир мыльными операми… Разговоры о низких рейтингах футбола – вранье и подтасовка… Телевизионные боссы не любят футбол…» Речь, увы, шла о вещах не физиологического, а чисто экономического характера. Любовь к футболу стоила денег, и – как казалось футбольным клубам – больших денег. Оставшиеся после ухода «Спартака» клубы хотели получать за право показа одного чемпионата $3 млн – $4 млн.

Хаос в переговоры вносил перманентный развал пула: от переговоров сразу с 15 партнерами голова у телевизионщиков шла кругом. Объединить все клубы в единый фронт и возглавить переговорный процесс то и дело пытались президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков и глава Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) Николай Толстых. Но, когда компромисс в их переговорах с телеканалами был уже близок, вдруг выяснялось, что отнюдь не все клубы настроены делегировать свои телеправа тому или другому самовыдвиженцу. Остроумнее всего охарактеризовал творившуюся в то время сумятицу глава российского представительства IMG (это агентство к тому времени уже было «вне игры») Владимир Вайнштейн: «Это был торг, в котором одни хотели купить то, на что у них нет денег, а другие хотели продать то, на что у них нет прав».

Август 2000-го. После десятимесячных переговоров футбол появляется на ТВ, причем в сетке сразу двух телеканалов. РТР и ТВЦ практически синхронно объявляют о подписании соглашений о трансляции оставшихся матчей чемпионата-2000. ТВЦ договорился о трансляциях с ПФЛ, заполучив таким образом на свои экраны московское «Динамо» и несколько верных Николаю Толстых клубов, а РТР подписал соглашение с командами, заключившими договор с этим каналом при участии Вячеслава Колоскова («Торпедо», «Локомотив» etc.). Таким образом, футбольный пул разваливается уже на три части. К тому же в лихорадочных попытках спасти телевизионную судьбу заканчивающегося уже чемпионата почти никто не вспоминает о следующем турнире, хотя переговоры о сезоне-2001 и поиск спонсоров телетрансляций следовало бы начать еще тогда.

Сентябрь 2000-го. «ЛУКойл» перестает быть совладельцем Ren-TV, что ставит под сомнение дальнейшую реализацию контракта этой телекомпании о трансляции матчей «Спартака». В частности, есть информация, что нефтяная компания, проплатившая это трехлетнее соглашение, в сезоне-2001 хотела бы видеть «Спартак» на одном из более крупных телеканалов. Эту информацию частично подтверждают анонсы матча «Спартак» – ЦСКА, которые регулярно крутятся на ОРТ. Тем не менее Ren-TV продолжает считаться владельцем прав на спартаковские трансляции и планирует матчи команды в своей сетке.

Декабрь 2000-го. Президент РФС Вячеслав Колосков в свойственном ему стиле предлагает решить сложную проблему телевизионных трансляций путем привлечения для их оплаты бюджетных средств. Со стороны это выглядит столь же нелепо, как если бы братья Ванчовски, не собрав достаточной кассы для своей «Матрицы», попросили бы оплатить съемки фильма из бюджета США. Однако идея Колоскова, прикрываемая популистскими лозунгами («забота о болельщике», «развитие отечественного футбола»), достигает ушей депутатов Госдумы. Но разум все же торжествует: народные избранники отклоняют идею Колоскова и государственных денег на частный бизнес не дают.

Февраль 2001-го. На очередном совете ПФЛ звучит много убедительных и правильных слов о необходимости договориться с телевидением, большинством голосов принимается решение возродить телевизионный пул. Однако тогда же становится ясно, что пула не будет: «Локомотив», «Торпедо» и «Ротор» не собираются делегировать свои права ведомству Николая Толстых. Затем футбольная «фронда» прирастает «Зенитом» и другими.

Март 2001-го. Сразу пять телеканалов (ОРТ, РТР, Ren-TV, ТВЦ, НТВ-Плюс) размещают в своей сетке футбольные матчи высшей лиги, но лишь Ren-TV к этому моменту владеет правами на показ официально. Да и то, как говорилось выше, права Ren-TV пытаются оспорить: даже руководители этого канала признают возможность появления матчей «Спартака» на ОРТ. В остальном еще большая сумятица. Часть клубов (в ПФЛ называют цифру 8) группируются вокруг «Динамо» Николая Толстых и ведут на данный момент переговоры с ТВЦ и НТВ-Плюс, не исключая, впрочем, и иных вариантов.

Однако число клубов, не желающих бежать в одной упряжке с ПФЛ (февральские «фрондеры»), достигает критической массы, и эта масса готовится подписать общее соглашение сразу с тремя каналами – ОРТ, РТР и Ren-TV. Причем в этом случае возрождается прежняя схема сотрудничества через посредника, отвергнутая полтутора годами ранее. В качестве такого посредника выступает Петр Макаренко – известный в мире спорта менеджер, устроивший в свое время для ОРТ и РТР долго находившиеся под вопросом трансляции хоккейного чемпионата мира-2000. Готовится трехлетнее соглашение с выплатой футбольным клубам $2,5 млн ежегодно, причем это будут не телевизионные, а рекламные деньги, привлечь которые собирается Макаренко. Схема выглядит красивой, но вопросы остаются: «14 лояльных клубов», о которых говорят на ОРТ и РТР, несколько противоречат числу сторонников, называемому ПФЛ (всего в высшей лиге играет 16 команд). Несколько клубов (в том числе такие популярные, как ЦСКА и «Анжи») числят в рядах своих союзников оба конкурирующих лагеря. Однако главная сложность даже не в этом: заключение сделки откладывается, что ставит под сомнение возможность собрать заявленные и единственно устраивающие клубы спонсорские средства…

Пессимисты вспоминают упомянутый уже хоккейный чемпионат мира, когда ОРТ и РТР после граничивших с шантажом переговоров при посредничестве все того же Макаренко приобрели права на трансляцию этого турнира за $900 тыс. – сумму, весьма далекую от рыночной (реклама не «отбила» и половины этой стоимости), но зато гарантированную государством. Ни каналы, ни государство до сих пор не рассчитались за тот турнир с владельцами прав, а пока этот долг не возмещен, ни с одной из российских компаний не сядут за стол переговоров владельцы прав на трансляцию следующего чемпионата. В апреле, когда начнется этот турнир, данная ситуация из пикантной превратится в скандальную. Впрочем, это будет уже совсем другая история…

 

ВРЕЗ - СПРАВКА

Бюджеты российских клубов в сезоне-2001 ($ млн)

1. «Спартак» Москва – 12 *

2. «Локомотив» Москва – 11 *

3. «Торпедо» Москва – 7-8

4. «Анжи» Махачкала – 4-6

5. «Динамо» Москва – 7-8

6. «Черноморец» Новороссийск – 4 *

7. «Зенит» Санкт-Петербург – 6,3 *

8. ЦСКА Москва – в связи с недавней сменой владельцев оценить пока невозможно

9. «Сатурн» Раменское – 5

10. «Алания» Владикавказ – 3-4.

11. «Ротор» Волгоград – 3-4

12. «Ростсельмаш» Ростов-на-Дону – 4-5

13. «Факел» Воронеж – 4 *

14. «Крылья Советов» Самара – 5,2 *

15. «Сокол» Саратов – 5-6

16. «Торпедо-ЗИЛ» Москва – 4-5

* Приведена цифра, оглашенная руководством клуба. Впрочем, почти во всех случаях к официальной цифре можно смело прибавлять 10 – 30%: у многих наших клубов существуют не вполне официальные источники доходов. Во всех остальных случаях дана экспертная оценка.

 

Еще по теме