Top.Mail.Ru
архив

"Вимм-Билль-Данн" в борьбе за каждую корову

ГРУППА "Вимм-Билль-Данн" в преддверии "большой" конкуренции на рынке молочных продуктов, которая должна начаться зимой 1999 года, презентовала программу сотрудничества с подмосковными производителями сырья, названную "Молочные реки Подмосковья". Программа стоимостью около $5 - 6 млн предусматривает техническое перевооружение за счет ВБД примерно 150 молочных хозяйств области оборудованием шведской компании Alfa Laval Agri.

Схема сотрудничества, которое ВБД предлагает производителям - бывшим колхозам и совхозам, выглядит следующим образом. Alfa Laval Agri устанавливает комплексы по обслуживанию молочных ферм шведского производства на ферме-производителе. Оплату поставок - частично деньгами, частично финансовыми гарантиями - производит ВБД. Фермы же расплачиваются с молочной компанией не деньгами, а продукцией (молоком) по оговоренному графику. В результате ВБД, инвестирующий в каждую ферму $100 - 150 тыс., имеет постоянные, не зависящие от рыночной конъюнктуры объемы поставок молока на собственные комбинаты. Фермы же, используя современное оборудование, увеличивают эффективность производства минимум на 20%, повышают качество продукции, а кроме того, получают "дружественный" канал сбыта у постоянного партнера. По прикидкам ВБД, расчетный срок завершения "лизинга" - около восьми лет. По данным "Ко", в ближайший год проект затронет около 20 крупных молочных хозяйств Подмосковья.

Схема, реализуемая ВБД, необычна для мировой практики: по словам заместителя главы российского офиса Alfa Laval Agri Сергея Джапаридзе, основными покупателями комплексов шведской компании в мире являются не молочные компании, а независимые фермерские хозяйства. Правда, Alfa Laval Agri не привыкать: из четырех крупных проектов компании в России два (с ВБД и "Петмолом") реализуются с молочными компаниями, один - с местными властями (Мордовия) и лишь один - с крупным производителем сырья краснодарским АО "Тимашевское", да и тот быстро превращается из очень большого колхоза в интегрированного сельхозпереработчика-производителя. Максим Бырдин, исполнительный директор Лианозовского молочного комбината (входит в холдинг ВБД), считает, что их схема работы предпочтительнее, чем покупка или строительство ферм с нуля: "Это не наш бизнес, и мы предпочитаем работать с поставщиками, нежели пытаться заниматься сельским хозяйством самостоятельно". По словам Бырдина, сейчас ВБД "выбирает" с подмосковного сырьевого рынка 30 - 33% производимого молока, и эта цифра примерно в два раза меньше возможностей молочных комбинатов ВБД по переработке сырья. "Мы рассчитываем увеличить свою долю закупок на местном рынке: сейчас мы вынуждены возить молоко на наши заводы из хозяйств в радиусе 500 км от Москвы, и это сказывается на цене".

Проект ВБД призван сгладить для группы последствия ожидаемой "игры на повышение", которую, как ожидается, начнут иностранные конкуренты ВБД. В Московском регионе имеется дефицит молочного сырья, а реализация производственных планов Campina и Ehrmann обострит конкуренцию до борьбы буквально за каждую корову (кстати, в будущем ВБД предполагает поставлять хозяйствам в лизинг и коров). Рынок сырья в Подмосковье давно поделен, и теперь остается либо повышать производительность традиционно дружественных хозяйств, либо предлагать независимым фермам более высокие цены на молоко. Насколько ВБД и его шведским партнерам удастся проект, можно будет судить после запуска аналогичных программ немецких конкурентов. Но уже сейчас понятно, что ряд подмосковных фермеров будет в 2000 году иметь возможность выбирать, за чей счет переходить на прогрессивные технологии обращения с рогатым скотом.

Еще по теме