Top.Mail.Ru
рынки

Внутри границы

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Окно возможностей для внутреннего туризма в России открыла пандемия. Закрытые границы, остановка авиасообщения, введение в Европе ковидных паспортов — все это вынудило русских переключиться на внутренние направления. Со своей стороны, власти всячески стимулировали людей тратить деньги внутри страны — популяризировали путешествия по РФ, вводили программу туристического кешбэка… Беда пришла, откуда не ждали: туристическая отрасль, столкнувшаяся с небывалым прежде ажиотажем, оказалась не готова переварить этот поток. 

Все растет

В Минэкономразвития подсчитали, что число путешествующих по стране выросло на 7%. Лидеры по динамике — Дагестан (+100%), Московская область (+57%), Санкт-Петербург (+32%) и Иркутская область (+30%).

Камчатка и Алтай при всей своей привлекательности оказались неконкурентоспособными — очень дорого, а люди при внутреннем туризме голосуют кошельком. «Все знали про Байкал, Алтай, Камчатку, но выбирали более доступный отпуск, часто в соседних или даже своих регионах», — говорит президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский. Плюс города, куда можно недорого добраться поездом или автомобилем.

По оценке Надежды Безнос, основателя туристического агентства «Д Турс», в прошлом году было два периода затишья на 2–3 недели — в феврале и сентябре.

«В дальнейшем спрос выровнялся, но количество купленных туров уменьшилось из-за роста на 40–60% их стоимости», — говорит Безнос. Причинами подорожания она называет сокращение количества авиарейсов и влияние макроэкономической ситуации. Путешественники пытаются оптимизировать затраты за счет игры с датами, уменьшения числа ночевок, смены направления или выбора отелей других концепций.

В 2022 году новым фактором, влияющим на спрос, стало закрытие южных аэропортов, что усложнило для туристов логистику путешествий и привело к росту популярности Дагестана, Татарстана, Алтая и Мурманской области. Туда же устремились те, для кого Сочи слишком дорогой.

Илья Уманский ждет дальнейшего увеличения числа туристов по всем направлениям: горнолыжному, пляжному, санаторно-курортному (особенно после ковида), гастрономическому, приключенческому, круизному. Но регионы не готовы их переварить — там катастрофически не хватает номерного фонда, не говоря уже о приличном уровне туристической инфраструктуры.

«Именно из-за ее отсутствия потенциал внутреннего туризма в России по большей части не реализован», — подчеркивает президент РСТ.

При этом на местах зачастую нет понимания, как и что нужно исправить. По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, просьба назвать 10 причин, по которым турист должен приехать именно к ним, повергает местный бизнес в ступор. И в еще больший ступор — просьба назвать пять причин, по которым путешественник захочет вернуться.

«Когда начинаешь детально разбирать ситуацию, выясняется, что нужны в первую очередь инфраструктура и комфорт, то есть должны быть гостиницы, рестораны, развлечения, — говорит Игорь Бухаров. — При этом региональные департаменты туризма занимаются продвижением того, что уже есть, но необходимо строить новое, а это без помощи государства невозможно».

Он отмечает, что наибольший спрос приходился и по-прежнему будет приходиться на черноморское побережье Кавказа, Москву, Санкт-Петербург и Калининград. Отдыхающих привлекает, помимо культурной и природной ценности, транспортная доступность. До этих мест (за исключением российского полуэксклава) можно добраться на машине.

«Это не Камчатка, где без вертолета живописных пейзажей не посмотришь», — говорит Бухаров.

По данным исследования проектного офиса «ПроГород», около трети россиян старше 16 лет не путешествуют вообще, при этом только 3% от общего количества опрошенных не готовы путешествовать по РФ и предпочитают отдых за рубежом.

Туротрасль как локомотив

В правительстве рассчитывают, что к 2030 году россияне будут совершать не 60 млн поездок по стране, как сейчас, а 140 млн. При этом вице-премьер Дмитрий Чернышенко на профильной сессии Восточного экономического форума подчеркнул, что в нынешних условиях справедливо говорить не столько о ренессансе внутреннего туризма, сколько об открытии клондайка. Туристы будут способствовать экономическому процветанию регионов, и сама туротрасль подтянет множество других.

Чтобы не распыляться, всю активность в рамках программы развития туристической отрасли объединили в декабре 2022 года под руководством Министерства экономического развития (до этого в ней участвовало каждое из министерств по своему профилю и Ростуризм, вовсе упраздненный в октябре прошлого года).

В Минэке объявили задачей номер один — расширять предложение, а не спрос. Бизнесу и регионам обещана серьезная поддержка. С 2023 по 2030 год запланировано 462 млрд рублей прямых бюджетных инвестиций. По словам министра экономического развития Максима Решетникова, капиталовложения за семь ближайших лет вырастут на 30%, а число занятых в этой индустрии увеличится с двух до трех миллионов.

Только на 2023–2025 годы предусмотрены бюджетные субсидии на строительство, проведение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, подключение к инженерным сетям в размере 30 млрд рублей.

Активно ведется и само строительство. В банке «ДОМ.РФ», который уполномочен обеспечивать льготное финансирование в рамках постановления правительства РФ от 09.02.2022 № 141, отмечают, что программа приобрела популярность среди инвесторов, которые занимаются строительством или реконструкцией комплексных средств размещения (отели, санатории, многофункциональные комплексы) на территории России.

Согласно статистике «ДОМ.РФ», 80–90% поступающих на рассмотрение заявок на финансирование строительства туристической инфраструктуры приходятся на кредитование по льготной ставке. «Наиболее популярные локации — Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, КМВ, Татарстан, Калининградская область, Дальний Восток, а также Байкал и горнолыжные курорты Архыз, Домбай, Шерегеш. По видам коллективных средств размещения, которые реализуют инвесторы, лидируют четырех- и пятизвездочные отели с широкой инфраструктурой и санатории.

Также активно приходят заявки на строительство апартаментов в курортных зонах, но они реализуются вне программы, на принципах проектного финансирования в рамках 214‑ФЗ», — рассказал «Компании» вице-президент банка «ДОМ.РФ» Антон Никитин.

Портрет среднего российского внутреннего туриста:
Возраст от 30 до 49 лет, заработная плата не превышает 50 тысяч рублей, путешествует на поезде или автомобиле в пределах 1500 км от дома, отдыхает один-два раза в год в течение 3–7 дней и останавливается в двух- и трехзвездочных отелях.

Один большой инвестпроект

Морские курорты России в 2022 году чувствовали себя прекрасно. Везде, за исключением Крыма, который потерял около трети потока, число отдыхающих превышало допандемийные уровни. Черноморское побережье в пике было заполнено на 90%, Азовское — на 80%. В наиболее выигрышном положении оказался Сочи, так как здесь был единственный работающий аэропорт, Анапа, Геленджик и Краснодар воздушные суда не принимали. Как результат — в августе на сочинском курорте зарегистрировали 5-миллионного отдыхающего. Край превратился в один большой инвестпроект — инвестпортфель курортной отрасли в регионе вырос в 15 раз по сравнению с 2020-м. Сейчас в крае реализуются 39 инвестиционных проектов на 290 млрд рублей. Семнадцать из них на 170 млрд рублей были подписаны в прошлом году.

Одной из самых громких отраслевых новостей стало соглашение между региональным правительством и «Мантера-Групп» о создании Центра гастрономического туризма «Зеленая резиденция» в Красной Поляне. Здесь же будет работать первый в крае Центр подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка», предполагаемый объем инвестиций — 37 млрд рублей. ГК «Метрополис» планирует строительство в Сочи двух гостиничных комплексов премиум-класса «DoubleTree Hilton Красная Поляна» и «DoubleTree Hilton Известия» общей стоимостью 28 млрд рублей, а «Группа ЛСР» за 24 млрд рублей займется реконструкцией санаториев «Волна» и «Кристалл» в Хостинском районе Сочи.

Илья Уманский замечает, что будущее — за освоением новых курортных территорий, которые строятся по единому генплану с комплексным подходом, например Новая Анапа или Каспийский туркластер в Дагестане.

Последний — это более 200 гектаров, на которых, по словам замминистра экономического развития Сергея Назарова, в 2026 году предполагается обустроить береговую полосу протяженностью шесть километров и создать современную туристическую инфраструктуру. В проект планируется привлечь 50 млрд рублей инвестиций, что автоматически повысит качество жизни в окрестных населенных пунктах. 

Ближние планы Дальнего Востока

По данным Российского союза туриндустрии, в 2022-м туроператоры продали на 30% больше активных и приключенческих туров, чем в прошлом году. Первый в списке желанных мест — Дальний Восток: здесь живой океан, уникальная природа, термальные источники, горнолыжные трассы и азиатский колорит. Но для Дальнего Востока турист должен быть не только экстремален, но и богат — самая скромная поездка сюда в 2,5 раза дороже любого другого путешествия по России.

Поэтому 80% из них остаются в Приморье, где в аэропорт Владивостока много прямых рейсов не только из столицы.

Камчатка и Сахалин значительно проигрывают: до большинства живописных мест можно добраться только на вертолете или спецтранспорте, а это трудно и очень дорого. Еще один стопор — дефицит качественного размещения: лишь 10% гостиничных номеров из 40,7 тысячи отвечают современным требованиям. По этой причине две трети путешественников снимают жилье у частников или живут «дикарями» в палатках.

В мастер-плане для макрорегиона «Дальний Восток» (включает Приморский и Камчатский края и Сахалинскую область) говорится, что к 2035 году номерной фонд увеличится в 1,5 раза — почти до 70 тысяч номеров. Здесь же планируется открыть несколько всесезонных курортов, что должно способствовать увеличению турпотока в макрорегион вдвое — до 6,7 млн поездок в год.

Мастер-план в 2022 году по поручению правительства разработал проектный офис ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ). Аналогичная работа проделана еще для двух макрорегионов: «Большое Золотое кольцо» и «Западный Юг России».

Во всех трех мастер-планах предлагается строительство нескольких всесезонных курортов, для каждого из которых рассчитана финансовая модель. В некоторых регионах уже идет работа с инвесторами, как в Приморье или Ивановской области.

Всего в госпрограмме «Развитие туризма» выделено 12 туристических макрорегионов. По словам Ксении Титовой, руководителя проектного офиса, мастер-планы для оставшихся 9 туристических макрорегионов, будут разработаны в 2023-2024 гг.

Все проекты создаются совместно с многопрофильными консорциумами, а проектный офис ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) выступает в роли квалифицированного заказчика, который сопровождает работу на всех этапах, включая экспертизу и согласование проектных решений.

В 2022 году, году также в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», была создана схема туристического развития всей страны. Впервые в истории современной России аккумулированы и проанализированы все типы данных, позволяющих определить существующее положение и выявить тренды развития отрасли.

«Одна из задач проекта — сформировать перечень мер, которые непосредственно повлияют на рост турпотока. В случае реализации мероприятий мастер-плана внутренний турпоток удвоится к 2030 году», — говорит Ксения Титова.

Результаты исследований, проведенных «ПроГородом» в ходе разработки мастер-планов, говорят, что нужно привлекать туристов за счет увеличения предложения для семейного отдыха с детьми, открытия гостиниц, в первую очередь категории 3 и 4 звезды (сейчас потребность в этом сегменте закрыта только на треть), развития форматов кратковременного отдыха, в том числе путешествий «на расстояние одного бака бензина».

«Очень важно принимать меры для вывода из серой зоны номерного фонда и классификации гостиниц в соответствии с показателями нацпроекта “Туризм и индустрия гостеприимства”. Это позволит закрыть прогнозируемый рост туристического спроса и обеспечить спрос качественным туристическим продуктом», — подчеркивает Ксения Титова.

462 млрд рублей
бюджетных денег
планируется инвестировать
в туротрасль до 2030 года

Спортивный туризм

Один из набирающих популярность нишевых туристических сегментов — триатлонные туры. Как замечает заместитель исполнительного директора Федерации триатлона России Марина Хохлова, долгое время популярные локации для профессионалов и любителей не выходили за периметр традиционных трасс в Сочи, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Белове (Кемеровская область), Воткинске (Республика Удмуртия) и еще нескольких.

«В настоящее время география триатлонных стартов расширяется. Это связано, с одной стороны, с активным развитием кроссовых дисциплин триатлона, популяризацией дуатлона и акватлона, а также зимних дисциплин триатлона. С другой стороны — форсированным развитием самого вида спорта на новых территориях», — уверена Марина Хохлова. Так, только в прошлом году на триатлонной карте страны появились Смоленск, Ессентуки, Пермь, Ангарск, Новосибирск и другие города. 2023 год также пополнится новыми локациями: Рязань, Вологда, Йошкар-Ола, Калуга, Сыктывкар, Волгоград. В том же 2022-м Федерация триатлона России запустила проект «Кубок четырех колец» — соревнования по дуатлону на четырех гоночных кольцах России — в Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани и в Ленинградской области.

ТуризмФото: 123rf / Legion-Media

Эко- и гастротуризм

В январе на совещании у президента министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов отчитывался, что особо охраняемые природные территории в 2022 году посетили 14 млн человек, что на 32% больше, чем в 2021-м. Наибольший интерес у туристов вызывали Кисловодский и Сочинский национальные парки, а также Красноярские Столбы.

Для развития этого направления законодатели сейчас пишут новые правила организации и осуществления деятельности на ООПТ.

Продолжает набирать популярность этно- и гастротуризм — здесь исторически лидируют Краснодарский край и Крым.

По словам вице-президента по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирины Гончаровой, объем туристического потока в 2022 году соответствовал уровню 2021-го, несмотря на закрытые аэропорты. И по итогам 2023 года в «Абрау-Дюрсо» прогнозируют примерно тот же показатель.

Чтобы обеспечить возвратность туристов, на курорте прокладывают пешие тропы, создают музейные комплексы и формируют мультимедийные экспозиции. В «Абрау-Дюрсо» создается туристический кластер на 1 млн посетителей совместно с «Туризм.РФ». Проект предусматривает инвестиции более 16 млрд рублей.

Посещение виноделен, сыроварен, экоферм с дегустациями из нишевого сегмента уже становится масс-маркетом.

Так, «РЖД Тур» совместно с РСХБ запускает круизный поезд «Цветущая степь», который следует через Ростовскую область и Калмыкию, где путешественники смогут попробовать фермерские продукты и вина.

Ростов, находящийся на южной трассе, становится еще одной точкой этнопритяжения. По дороге на море многие останавливаются в окрестностях города на ночевку и заодно посещают работающие здесь винодельни. По словам Игоря Губина, основателя винодельни «Усадьба Саркел», в Цимлянском районе турпоток в его хозяйство увеличился на 30% по сравнению с 2021 годом и в два раза — по сравнению с 2019-м. И это несмотря на то, что, по словам фермера, «Цимлянский район всегда считался медвежьим углом».

Многие небольшие винодельни, следуя примеру Губина, открывают дегустационные залы, рестораны, строят гостиницы. Единственное, с чем они справиться самостоятельно не в силах, — обустройство дорог, но за этот вопрос резво взялось государство.

Куда переезжают корпоративы

В агентствах делового туризма отмечают, что объемы заказов от корпоративных клиентов по итогам 2022 года превысили показатели пандемийных лет, а по некоторым сегментам даже вышли на уровень 2019 года. Разумеется, изменились маршруты поездок: более 90% теперь приходится на внутренние направления.

«Самыми популярными городами для бизнес-туристов в прошлом году по традиции оставались Москва и Санкт-Петербург, среди лидеров можно также назвать Екатеринбург, Тюмень, Красноярск, Казань, Сочи, Новосибирск, Самару, Уфу, Нижний Новгород», — говорит председатель Российской Ассоциации бизнес-туризма (АБТ) Вадим Зеленский.

Год назад в топ-5 направлений для командировок входил Краснодар, но большую часть 2022 года добраться туда по воздуху было нельзя.

В сегменте командировок, по статистике АБТ, наибольшую активность проявляют компании из обрабатывающей и добывающей промышленности — число поездок представителей компаний из этих отраслей выросло на треть по сравнению с 2021 годом. На втором месте по количеству командировок оказались розничная торговля и фармацевтика.

В том, что касается выездных мероприятий, объем заказов напрямую зависит от развития инфраструктуры и сервисов в регионах, уверен Зеленский. В этих случаях важным фактором является поддержка местных властей: хорошими примерами могут служить программы субсидирования мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве, активная работа по привлечению бизнес-туризма в Екатеринбурге и Самаре.

«К сожалению, далеко не все региональные комитеты по туризму осознают перспективность инвестиций в нашу отрасль, — отмечает Вадим Зеленский. — А ведь деловой туризм, в отличие от рекреационного, не подвержен сезонности, и средний чек путешественника выше. Мы регулярно проводим форумы и воркшопы, на которые приглашаем корпоративных заказчиков мероприятий из крупнейших компаний, агентства делового туризма и представителей регионов, чтобы у них была возможность обменяться контактами и наладить деловые связи, но, скажу откровенно, привлечь региональные организации бывает непросто».

Что же касается запросов корпоративных заказчиков, то виден их интерес к экологическому, приключенческому, спортивному и гастрономическому туризму. Все чаще в качестве направлений рассматривают Алтай, Байкал, Арктику и Дальний Восток.

«Кроме того, возвращается спрос на крупные цикловые конференции. Если регионы смогут предложить достойные объекты размещения, конгрессно-выставочные площади и хороший сервис, то недостатка в заказах не будет», — уверен Вадим Зеленский.

Инвестиции снежным комом

В этом году турпоток на российские горнолыжные курорты, по данным «Мегафона», увеличился на 13%. Бóльшую часть отдыхающих традиционно забирает Красная Поляна: гостей привлекает высокий уровень сервиса и разнообразие трасс, а также хоть какой-то выбор аprès-ski.

А вот если отойти от абсолютных цифр и посмотреть на динамику, то засияют другие регионы. В Приэльбрусье в этом сезоне поехало в 15 раз больше путешественников, на Домбай — в два раза. Также заметный прирост наблюдался на Камчатке, в Южно-Сахалинске и Мурманской области.

В феврале 2023 года в топ-5 горнолыжных курортов страны вошел кузбасский Шерегеш. Текущие мощности явно не рассчитаны на двухмиллионный поток туристов, и правительство выделило 1 млрд рублей, который пойдет на реконструкцию системы водоснабжения, техническое перевооружение котельной и строительство дороги. Всего же в туркластер планируется инвестировать более 150 млрд рублей, а для того, чтобы инвесторы шли туда активнее, региональные власти выступили с инициативой создать здесь особую экономическую зону.

Кроме того, руководство области вернулось к идее строительства аэропорта в Шерегеше, который планируют открыть в 2027–2028 годах. Предварительные оценки стоимости проекта, по словам регионального министра транспорта Сергея Рубана, — 15 млрд рублей.

Один из самых новых горнолыжных курортов — «Манжерок» в Горном Алтае. Первая канатка здесь была открыта в 2010 году, а с 2012-го за развитие курорта отвечает Сбербанк. На склоны горы Малая Синюха едут профессиональные спортсмены — здесь проводятся старты международного уровня. А обычных лыжников привлекает качественная инфраструктура. По итогам этого сезона здесь ждут около 180 тысяч гостей.

Даже в Калининградской области, которая не может похвастаться снежными зимами, воскресили проект горнолыжного курорта на холмах рядом с Малыми Бобрами. Открытый здесь в 2008 году комплекс просуществовал два года и закрылся из-за низкой посещаемости. Новый владелец сделал выводы и ориентируется на всесезонную модель.

Всесезонность — серьезный вызов для всех горнолыжных курортов. Гендиректор «Кавказ.РФ» Андрей Юшманов (под управлением госкомпании находятся курорты «Эльбрус», «Архыз», «Мамисон», «Матлас», «Цори» и «Армхи») утверждает, что каждый из них должен работать круглогодично и иметь «факторы по привлечению людей». Если удастся придумать, чем занимать на горнолыжных курортах путешественников летом, как это делается, например, в Швейцарии, то поток людей и денег станет постоянным.