Top.Mail.Ru
архив

Водные процедуры

У крупнейшего в России производителя аммиака, корпорации «Тольяттиазот» продолжаются проблемы по строительству своего терминала морского порта на мысе Железный Рог. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на недавнем совещании в областной администрации заморозил строительство на участке «Тольяттиазота» по причине  многочисленных нарушений и объявил о передаче в прокуратуру материалов об участии «Тольяттиазота» в строительстве.

Работы по созданию перевалочного порта «Тамань» в Краснодарском крае были начаты в 2001 году. Проектная мощность порта составляет 30 млн тонн грузов в год к 2015 году (он претендует на статус третьего по величине российского морского порта после Новороссийска и Санкт-Петербурга), а основу грузопотока должны составить нефть, химикаты и удобрения, идущие на экспорт. Суммарный объем инвестиций, необходимых для ввода в эксплуатацию «Тамани», оценивается более чем в 1 млрд евро. Часть средств выделяет ЕБРР, при этом большая доля вложений должна быть сделана «пулом» компаний, заинтересованных в перевалке своих грузов через Черноморское побережье России.

Важность строительства новых портов не вызывает сомнения: по оценкам экспертов, только на транспортировке грузопотоков через иностранные государства российские компании и государство теряют от $0,5 млрд до $1 млрд ежегодно. Помимо обеспечения экономических интересов безопасности России на международных рынках, каждый современный крупный порт означает создание крупного экономически эффективного предприятия. Неудивительно, что строительство «Тамани» изначально получило поддержку у региональных и центральных властей.

Одним из первых инвесторов проекта является «Тольяттиазот», который ведет строительство центральной части порта - терминала по перегрузке аммиака на морские суда (предполагаемый объем инвестиций - $300 млн). Теперь участие «Тольяттиазота» в Таманском порту находится под большим вопросом. Глава Кубани Александр Ткачев объявил об отзыве у компании лицензии на строительство. Причиной послужили более двух десятков выявленных комиссией администрации края нарушений в ходе строительства. Наиболее серьезным стало несоответствие хода строительства терминала проекту генерального плана порта (разворот уходящего в море причала «Тольяттиазота» на 30 градусов), увеличение территории стройки в несколько раз по сравнению с выданным землеотводом и прокладка железнодорожной ветки по маршруту, делающему невозможным проведение транспортных коммуникаций для других участников проекта. Особую обеспокоенность у комиссии вызвало строительство хранилищ аммиака, которые с учетом уровня сейсмоопасности местности угрожают региону техногенной экологической катастрофой.

По мнению губернатора, Таманский порт должен достраиваться без участия «Тольяттиазота». «С данной структурой договориться невозможно. Они пришли на чужую территорию и попытались устанавливать свои правила, надеясь на слабость власти, устроили натуральный «беспредел»,- заявил Александр Ткачев. По итогам совещания строительство на участке «Тольяттиазота» было заморожено, а материалы о фактах нарушений проектных решений и нормативных требований было решено направить в прокуратуру Краснодарского края.

Местные власти не единственные, кто выражает недовольство в адрес «Тольяттиазота». В ноябре 2004 года Счетная палата, завершившая проверку 5 000 российских компаний, обратилась в правительство с просьбой пересмотреть итоги приватизации лишь по пяти из них. В это число попал сам «Тольяттиазот», а также «Трансаммиак» - владелец и оператор единственного в мире аммиакопровода из Тольятти в украинский порт Южный. Обе компании подконтрольны президенту «Тольяттиазота» Владимиру Махлаю.

Происходящие вокруг «Тамани» события могут иметь сразу несколько объяснений. Согласно наиболее распространенной версии, бурной деятельностью «Тольяттиазота» в порту недовольны остальные участники таманского проекта. Помимо того, что компания Махлая, имеющая лицензию на перевалку лишь 2 млн тонн грузов в год (менее 7% от общей плановой мощности порта) блокирует строительство на площадках прочих участников инвестиционного «пула», массовые нарушения ставят под вопрос выделение кредитов со стороны зарубежных финансовых организаций.

Кроме того, недовольство властей деятельностью «Тольяттиазота» может оказаться внешней стороной конфликта между этой компанией и россошанским комбинатом «Минеральные удобрения». «Минудобрения» давно и безуспешно пытаются получить доступ к магистральному аммиакопроводу «Трансаммиака», который проходит по территории Воронежской области недалеко от ее производственных мощностей. Хозяева воронежского предприятия могут беспокоиться по поводу того, что «Тольяттиазот», имея собственные портовые мощности, перестанет нуждаться в услугах одесского порта и снизит объемы прокачиваемого сырья. Неизбежная в таком случае остановка трубопровода приведет к потере надежды на снижение транспортных расходов для россошанских «Минудобрений».

 

Еще по теме