Top.Mail.Ru
бизнес

Вошли в клуб: в чем причина обысков в клубе Дмитрия Портнягина

Фото: соцсети Фото: соцсети

Поздним вечером среды 25 октября интернет взорвался заголовками об обысках в московском бизнес-клубе блогера Дмитрия Портнягина. Официального комментария правоохранителей до сих пор нет, равно как и разъяснения причин следственных мероприятий. «Компания» собрала мнения экспертов.

Телеграмм-каналы сообщали, что в проверке Club 500 на улице Рочдельской участвовали сотрудники ГУ ЭБиПК МВД, ФСБ, СКР и ФНС. Что обыски в связаны с заявлением по факту мошенничества, направленного в МВД бывшим кандидатом в мэры Красногорска Валерием Немировским. Звучали гипотезы, что ведется расследование дела об уклонении от уплаты налогов, по которому проходит в качестве подозреваемой состоявшая в клубе блогер Валерия Чекалина. Было много другой противоречивой информации. Например, юрист клуба рассказал «Известиям», что на самом деле обысков не было, и что в ходе визита сотрудников правоохранительных органов ничего не было изьято. 

«Схемы ухода от налогов стали более прозрачными» 

Как заявила «Компании» юрист Яна Мататова, у проверок в бизнес-клубе Портнягина действительно могут быть разные причины: и проверка конкретного заявления о мошеннических действиях, и обыск в рамках налоговых проверочных мероприятий, и следственные действия по инициативе надзорных органов.

«Официальных комментариев правоохранительные органы пока не дают. Но информация в сети о том, что счета Портнягина заблокированы, также не соответствует действительности, подтверждения на сайтах судебных органов пока нет. Однозначно одно: происходящее подрывает авторитет и репутацию как самого Портнягина, так и его бизнес-клуба, и нужно учитывать, что это на руку конкурентам и иным заинтересованным лицам», — говорит юрист.

Эксперт подчеркивает, что блогерство, продажа обучающих курсов и реклама в социальных сетях — это по-прежнему очень прибыльный бизнес. «Через личность блогера у аудитории создается доверительное отношение не только к образу самого блогера, но и к тому продукту, который он создает сам или рекомендует. Люди покупают все подряд, даже иногда не задумываясь, нужен ли им очередной курс обучения, гайд или вход в тот или иной клуб. При этом в соцсетях есть очень достойные образовательные продукты, но их не так много».

По мнению Мататовой, блогосфера достаточно долго развивалась без пристального внимания правоохранительных органов, однако теперь онлайн-предпринимателям в социальных медиа нужно будет особо усиленно следить за законностью действий. «Нельзя утверждать, что это намеренная «охота на ведьм» или какой-то тренд, просто схемы ухода от налогов стали более прозрачными, поток денежных средств от потребителей все больше, и правоохранители стали пристальнее следить за этой сферой», — поясняет юрист. 

«В законе даже нет понятия "блогер"»

Эксперт напоминает, что этика блогерской деятельности не регулируется на законодательном уровне, и понятия «блогер» в законодательстве нет. При этом крупные блогеры «являются инфльюенсерами, воздействующими на общественное мнение, формирующими повестку для молодежи и различных субкультур», при этом деятельность блогеров — такая же предпринимательская деятельность, как и любая другая.

«Просто ранее этот рынок был более хаотичным, а сейчас на примере крупных блогеров, в отношении которых заведены уголовные дела, всем стало понятно, что соблюдать закон нужно и в онлайне, и платить налоги тоже. Пример — поправки в закон "О рекламе", устанавливающие штрафы за незаконную рекламу в интернете (до 700 тыс руб.), которые нацелены на легализацию потока рекламы в соцсетях. Но при этом само содержание рекламных интеграций, так и остается бесконтрольным, есть блогеры, которые пропагандируют букмекерские конторы, курение вейпов, аморальный образ жизни, весь этот контент попадает в руки малолетних детей и за это никто не несет ответственности», — напоминает Мататова. 

Эксперты ждут развития событий

Руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский в свою очередь считает, что в ближайшее время «дело Портнягина» обрастет новыми подробностями и предлагает присмотреться к самой организации. Например, по его словам, «участникам сообщества предлагались услуги по обходу действующих валютных ограничений».

«Нужно вывезти за границу значительную сумму денег — пожалуйста, нужно открыть анонимный электронный кошелек в криптовалюте — тоже не вопрос. Эти и подобные услуги никак не корреспондируют с действующими нормами уголовного законодательства. Очевидно, учредители и бенефициары Club 500 наивно посчитали, что находясь в юрисдикции российского государства, более того — расположившись в самом центре его столицы, можно создать некое закрытое сообщество, в котором будут действовать явно не российские законы. Но за такую вольную трактовку своих прав рано или поздно придется расплачиваться, но уже по российскому уголовному кодексу», — считает Хаминский.

Депутат Государственной Думы Алексей Журавлев также склонен объяснять вчерашние события претензиями, связанными с уклонением от уплаты налогов и легализацией доходов. «Та же Блиновская недоплатила в казну почти миллиард рублей. Несложно подсчитать, что в целом ее доход составил порядка 7,5 миллиардов рублей, а это, между прочим, бюджет такого российского города, как Чебоксары. Понятно, что весь этот бизнес связан прежде всего с огромным числом желающих заплатить, которые уверены, что таким образом вкладываются в собственное будущее. Поэтому и бороться нужно, прежде всего разъясняя людям суть инфоцыганства, которое вовсе никому не помогает, и настроено лишь на изъятие денег у населения, по сути, мошенничество, просто из-за новизны явления еще не внесенное в УК. Неуплата налогов — тот хвост, за который жуликов теперь пытается ухватить государство, и это уже важный шаг в искоренении явно нездорового явления», — заявил парламентарий.

Исходя из информации, которая есть в СМИ, нельзя однозначно утверждать, что обыски в Club 500 связаны с налогами, поскольку счета самого ИП не арестованы Федеральной налоговой службой, напоминает руководитель корпоративной и налоговой практики юридической компании «Интерцессия» Ирина Егорова. «Однако наличие в составе общего бизнеса как организаций, так и ИП, применяющих УСН, может косвенно свидетельствовать о существовании таких проблем. Это все во взаимосвязи с тем, что происходит с остальными блогерами», — говорит Егорова.

По ее мнению, в период падения реальных доходов населения и экономической нестабильности у большого количества людей формируется запрос на большие доходы. «Несмотря на просветительскую деятельность со стороны государства и надзорных органов, финансовые пирамиды и "инфоцыгане" по-прежнему востребованы. Причина достаточна проста: есть большой спрос быстро и просто заработать денег. Некоторые люди, при должном воздействии рекламы, готовы поверить в то, что прохождение марафона может кардинально изменить финансовое состояние, игнорируя при этом реальное положение вещей», — констатирует эксперт.

Какие претензии предьявляли блогерам 

В марте этого года бьюти-блогеру и инфобизнесмену Валерии Чекалиной предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов на 300 млн рублей. «Компания» писала о бизнес-империи супругов Чекалиных и причинах возбуждения уголовного дела.

Немногим позже в уклонении от уплаты налогов на 120 млн рублей заподозрили блогера-миллионника Александру Митрошину.

Еще одним блогером, чьи доходы заинтересовали правоохранительные органы, стала Елена Блиновская.

Затем ФНС временно заблокировала счета двух компаний, принадлежащих Оксане Самойловой, жене рэпера Джигана. Сообщалось, что проверка предстоит Дмитрию Портнягину и другим.