Восстание машин: как Москва превращается в центр отечественного автомобилестроения

12.10.202314:48

Москва становится центром российского автомобилестроения. В городе открываются новые производства, направленные на постепенный выход на полную цепочку автосборки. Самым громким событием отрасли можно назвать возрождение завода «Москвич» в 2022 году. В общей же сложности, по данным Московской торгово-промышленной палаты, в столице функционирует более 30 предприятий автопрома различного профиля. Власти стараются поддерживать представителей отрасли, что соответствует общему курсу на развитие высокотехнологичной промышленности.

За первые семь месяцев 2023 года выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в столице увеличился на 9,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заявил заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

По его словам, сегодня в столице функционирует свыше 20 площадок, на которых трудятся более 8 тысяч человек. «Наиболее весомый вклад в положительную динамику отрасли внесло производство комплектующих и принадлежностей для автотранспорта, которое за отчетный период показало двукратный рост», — пояснил вице-мэр.

Сегодня московские автомобилестроительные предприятия занимаются модернизацией и масштабированием производства, расширяют продуктовые линейки и успешно замещают освободившиеся после ухода зарубежных игроков ниши рынка.

«Поставки автотранспорта и сопутствующих компонентов столичного производства также демонстрируют уверенный рост. Так, объем отгрузок продукции в январе — июле текущего года увеличился на 19,7% и составил около 61 миллиарда рублей», — заявил глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.

Отдельное внимание в Москве уделяется кластеру электромобилестроения. В состав объединения вошли более 50 производителей автомобилей, микроэлектроники, композитных материалов и зарядных станций. Благодаря этому столица должна стать центром разработки компонентов и технологий для серийного производства и обслуживания электробусов, а также легковых и грузовых автомобилей на электрическом приводе. 

Реанимация «Москвича» 

Знаковым событием для столичного автомобилестроения стало возрождение знаменитого отечественного завода «Москвич». Отправной точкой этого процесса было объявление французской компании Renault о закрытии московского производства. Собственником бизнеса стало столичное правительство.

Продажи автомобилей «Москвич» начались 3 марта 2023 года в 23 городах России, где представлены дилеры компании. Позже центры продаж появились еще в двух населенных пунктах.

В модельный ряд автомобилей входят кроссовер «Москвич-3», электромобиль «Москвич-3е» и седан «Москвич-6». В конце сентября отмечалось, что завод выпустил около 27 тысяч машин, из которых 10,2 тысячи уже отгружены для продажи в дилерские центры.

Модели бренда быстро завоевали популярность у россиян. Так, автомобиль «Москвич-3» занял четвертое место по продажам в РФ в сегменте малогабаритных кроссоверов по итогам первого полугодия 2023 года.

Недавно заводу был присвоен статус промышленного комплекса. В результате предприятие получило право на налоговые льготы, которые предусматривает законодательство столицы. В частности, для «Москвича» снизили ставку налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет. Теперь она составляет 13,5% вместо стандартных 17%. При этом налог на недвижимое имущество — 50%, налог на землю — 20%, а ставка аренды земли — 0,3% от кадастровой стоимости участка. 

Возвращение на пьедестал 

Москва постепенно возвращает себе титул центра автомобилестроения, убежден президент МТПП Владимир Платонов. По его словам, современные производства разительно отличаются от «тяжелых» и низкоэкологичных советских комплексов, занимавших огромные городские территории и требовавших десятки тысяч рабочих рук.

Важно и то, что на столичных предприятиях проводится далеко не «отверточная сборка»: промышленный комплекс столицы постепенно пополняют производители важнейших комплектующих. «Замыкание на предприятиях Москвы полной цепочки автосборки является реальной перспективой», — считает собеседник «Компании».

Этот сценарий является наиболее рентабельным, полагает автомобильный эксперт Максим Пастушенко. Перед крупными заводами, такими как «Москвич», сегодня стоит задача максимально быстро увеличить локализацию, используя при сборке компоненты, произведенные на смежных предприятиях.

«В этом случае добавленная стоимость будет большая, потому что будет большая локализация, обеспечение работой большого числа людей, которые станут платить налоги с зарплат и повысят денежный оборот. Тогда это будет иметь смысл. Если же это просто “отверточная сборка”, то, конечно, это никому не нужно», — пояснил он.

Платонов отметил, что в Москве работает уже более 30 предприятий автопрома различного профиля, на которых задействованы около 10 тысяч человек. В их число входит завод по производству кузовных деталей, недавно открывшийся в Бирюлеве. Ожидается, что в будущем он сможет поставлять продукцию как в разные регионы России, так и за рубеж.

«Кроме того, Москва активно формирует мощный кластер электромобилестроения, включающий производства электрических транспортных средств различных типов и классов: от электромотоциклов до электрогрузомобилей. А компонентные высокотехнологичные производства постепенно выделяются в отдельную промышленную отрасль», — добавил глава МТПП.

еще по теме:
Приток тока: «китайцы» и «Москвичи» обгоняют Tesla
Россияне постепенно пересаживаются на электромобили: кто из соображений экономии, а кто — престижа
Электромобиль

Командная работа

Подобные промышленные кластеры необходимо создавать и в других регионах России, уверен Пастушенко. Это будет стимулировать развитие логистики, дорожной и социальной инфраструктуры, а также обеспечит приток денег в данные регионы.

Кроме того, симбиоз столицы с другими регионами необходим, поскольку московские компании не могут обеспечить всю цепочку производства автомобилей в силу объективных причин, подчеркивает эксперт. В широком смысле полный цикл включает в себя и тяжелую промышленность, уже сфокусированную в других регионах. «Зачем строить новый завод, если есть условно сталелитейный завод в Челябинске, где намного проще заказать литейное производство каких-нибудь деталей и доставить их в Москву?» — отметил автоэксперт. 

Он напомнил, что создание некоторых деталей предполагает работу с тяжелыми металлами. «Физически даже какие-то вещи здесь производить невозможно. Например, на территории больших городов законодательно запрещено изготавливать хромированные детали», — подчеркнул Пастушенко.

Еще один важный фактор, необходимый для успешной локализации производства, — высокие объемы. «Если вы производите условно 500 тысяч автомобилей в год, то смежным предприятиям или подрядчикам выгодно производить эти детали, поскольку они будут гарантированно на какое-то время обеспечены заказами», — указал собеседник «Компании».

Тем не менее общий курс московских властей на развитие высокотехнологичной промышленности уже сегодня дает ощутимый эффект, убежден Платонов. По его словам, доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте составляет более 15%. Однако в чистом виде автомобилестроение выделить довольно сложно, поскольку многие отрасли интегрированы друг в друга.

«Московские предприятия автопрома могут воспользоваться более чем 20 системными и антикризисными мерами поддержки города, в том числе субсидиями и целевыми займами, что позволяет активно наращивать объемы реализации продукции, находить партнеров и выходить на новые рынки сбыта», — заключил президент МТПП.