Top.Mail.Ru
авто

«Москвич» бросает вызов Tesla

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media

В сложное для отечественного авторынка время Москва превращается в площадку для серийного производства транспорта нового типа. В конце 2022 года в столице был создан межотраслевой кластер отечественного электромобилестроения. Сегодня в его состав вошли уже около 40 научно-исследовательских и производственных компаний, в том числе производители транспортных средств, микроэлектроники, композитных материалов и зарядных станций.

Инновации с историей

Столичные промышленники уже давно развиваются в направлении электромобилестроения, а в 2022 году объединили усилия для выпуска инновационной продукции. «Создание промышленных кластеров — один из инструментов поддержки и развития критически важных отраслей. Это задача федерального уровня, которую обозначил Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума», — напоминает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Перед участниками кластера электромобилестроения стоит задача по разработке и запуску производства аккумуляторов, силовых установок, бортовых систем, элементов интерфейса, деталей кузова и салона. Кроме того, они будут разрабатывать технологии для серийного производства легковых электромобилей, электрических малотоннажных грузовиков и электробусов», — рассказал «Ко» Владимир Ефимов.

Один из участников кластера электромобилестроения — компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» (EVM), которая недавно стала резидентом особой экономической зоны «Технополис Москва» и готовится к запуску завода по производству грузовиков на электротяге. Она будет выпускать бортовую электронику и электродвигатели, доведя локализацию практически до 100%. В августе 2022 года компания и Министерство промышленности и торговли РФ заключили Специальный инвестиционный контракт (СПИК). По его условиям производитель обязуется в течение четырех лет и шести месяцев реализовать инвестиционный проект, а государство — обеспечить ему стабильность ведения бизнеса.

В работу над созданием отечественных электромобилей, по словам Владимира Ефимова, включились и другие предприятия. Например, компания «Дизайн Центр “Союз”» готова поставлять в необходимых количествах датчики температуры, системы обработки сигналов, микросборки и другие микросхемы. Другое предприятие, «Приводная техника», наладило производство электрических приводов. Компания «Аддитивные технологии» может «напечатать» любые детали из пластика, например для кузова и салона автомобиля.

«Москабельмет» запустила выпуск компактных зарядных станций, изготовленных полностью из отечественных комплектующих. Их можно использовать на городских или промышленных объектах, а также в домашних условиях.

Кроме того, в конце декабря 2022 года в продажу поступили первые электромобили «Москвич».

еще по теме:
Большой передел
Лидеры мирового автопрома покидают российский рынок. Кто придет на их место?
авто

Льготы для бизнеса, польза для города

По информации департамента инвестиционной и промышленной политики столицы, половина участников кластера электромобилестроения — предприятия, локализованные на территории особой экономической зоны Москвы. Некоторые из них имеют статус резидента, благодаря которому получают значительные налоговые льготы, что позволяет им направлять сэкономленные средства на увеличение объемов выпуска и расширение ассортимента.

«В целом за последние годы в Москве был сформирован комплексный портфель системных мер поддержки промышленности, который включает свыше 20 позиций. Мы оказываем промышленникам всю необходимую помощь: от подбора участка под локализацию до выхода на новые рынки. Предприятия могут претендовать на субсидии или займы по ставке ниже банковской на покупку нового оборудования и развитие производства, заключить офсетный контракт и получить в лице города надежного партнера», — говорит Владимир Ефимов.

По его словам, среди наиболее востребованных инструментов поддержки — льготная аренда земли, которая действует с 2016 года. Инвесторам без торгов на 5 лет предоставляются земельные участки под строительство новых производственных объектов в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов. На этих территориях застройщики уже возводят предприятия пищевой, строительной, легкой, фармацевтической, автомобилестроительной и машиностроительной отраслей промышленности.

В рамках антикризисных мер, принятых в 2022 году, земельные участки промышленникам предоставляются по ставке один рубль в год.

еще по теме:
Земля за рубль и высокотехнологичные инвестпроекты
Как Москва стимулирует открытие новых производств
промышленность

На данный момент заключены договоры с 13 инвесторами о предоставлении земли в аренду по льготной ставке. Благодаря реализации этих проектов в городе появятся предприятия по производству различного оборудования, мебели, строительных материалов, упаковки и продуктов питания. На будущих объектах смогут трудоустроиться более трех тысяч человек.

Один из уже реализованных проектов — новый завод по производству кузовных деталей для автомобилей компании «Альфа Автоматив Техноложиз». Мощности предприятия позволяют выпускать свыше 150 видов штампованных деталей. Это даст возможность обеспечить комплектующими 250 тысяч автомобилей, которые будут сходить с конвейеров ведущих отечественных и зарубежных предприятий.

Сегодня столичный бизнес вернулся к планированию инвестиционной деятельности, разработкам новой продукции и расширению производственных мощностей. В этом направлении стали помогать льготные инвестиционные кредиты, которые город начал выдавать с марта 2022 года. Сумма одобренных компаниям заявок уже достигла 10 миллиардов рублей.

Кроме того, предприятия могут получить статус промышленного комплекса или технопарка, который позволяет предпринимателям сэкономить на аренде городской земли и получить налоговые льготы: пониженные ставки регионального налога на прибыль, налогов на имущество и землю. Всего в городе, по словам Владимира Ефимова, около 140 таких компаний. Пониженная ставка годовой арендной платы для промкомплексов устанавливается в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости участка, для технопарков — 0,01 процента. На данный момент такой льготой пользуются около 30 промкомплексов и технопарков.

Еще один механизм стимулирования промышленности — офсетные контракты, которые нацелены на выпуск продукции, нужной городу. Так, по решению мэра Москвы Сергея Собянина, состоится электронный конкурс на заключение офсетного контракта на поставку аккумуляторных батарей для электротранспорта.

«По условиям соглашения инвестор в течение трех лет построит завод, где будет выпускать продукцию для электробусов, трамваев, речного транспорта, электросамокатов и велосипедов, а также электромобилей «Москвич». Предполагаемый объем инвестиций составит не менее трех миллиардов рублей. В свою очередь, город примет на себя обязательство о закупках выпускаемой продукции в течение семи лет. Таким образом, Москва гарантирует стабильные поставки аккумуляторов для городского электротранспорта. Они начнутся с 2024 года», — подчеркивает Владимир Ефимов.

По итогам 2022 года в Москве курсирует 1050 электробусов, которые обеспечивают 79 экомаршрутов (+13 за 2022-й) и ежедневно перевозят более 430 тысяч пассажиров (~117 млн человек за 2022 год).

Город на электротяге

По оптимистичному сценарию Минпромторга РФ, к 2030 году электромобили будут составлять 15% национального автопарка. В целом по России продолжается рост спроса на электромобили: по последним оценкам «Автостата», с января по октябрь 2022 года в РФ было куплено 2090 новых электромобилей, что на 34% больше, чем за 10 месяцев 2021 года. Кроме того, существенно изменилась структура рынка: в 2021-м сегмент состоял из 41 модели 24 различных марок, в 2022 году — 82 модели 43 брендов.

Ставка на производство электромобилей в Москве оправдана по ряду причин, уверены эксперты. «Во-первых, здесь много потребителей, которые выбирают новые типы автомобилей (электро-, газомоторные), что облегчит сбыт продукции. Во-вторых, в столице высокий уровень развития науки и производства, выше интеллектуальный потенциал, что облегчит подбор необходимого персонала. В-третьих, в столицу традиционно приезжают за покупками люди из разных регионов, что поможет в продвижении электромобилей в масштабах страны», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Москва — центр российского высшего и среднего специального образования, поэтому с легкостью обеспечит новую отрасль работниками, уверен научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Еще один фактор, выступающий драйвером развития электромобилестроения — индустриальное прошлое столицы. Благодаря ему в городе остались большие промышленные площадки, которые сегодня активно приспосабливаются к новым видам деятельности.

«Город, со своей стороны, оказывает необходимую административную, ресурсную и финансовую поддержку новым предприятиям. А если получится, то и социальную: например, строительство недорогого жилья для работников предприятия», – говорит Дмитрий Журавлев.

Еще одна мера, которую может оказать государство, — стимулирование потребления. Увеличению спроса на электромобили, по мнению экспертов, могут способствовать меры поддержки покупателей такой техники, например, снижение налогов и сборов для них, предоставления государственных гарантий или льготные кредиты. Также в качестве драйвера роста важна многосторонняя поддержка производителей электромобилей, деталей и узлов для них — это позволит установить низкие цены, что заинтересует покупателей, увеличит продажи техники на электрическом ходу.

Еще по теме