Война ларькам
На прошлой неделе в одном из телевыступлений Юрий Лужков обмолвился, что намерен покрыть Манежную площадь зеленой крышей. Нужна ли Манежке крыша и должна ли быть крыша зеленой, никто, естественно, не вникал. Большинство инициатив мэра, касающихся розничного рынка, напоминают зеленую крышу - об их экономической целесообразности ничего не известно. Подписанное им в конце сентября распоряжение "О первоочередных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в г. Москве" - из той же серии.
Распоряжение мэра, означающее начало похода на ларьки и киоски, формально вызвано взрывом на Пушкинской. Мелкорозничную торговлю будут упорядочивать как раз в переходах, на прилегающих к ним территориях, в самом метро и на рынках. Во всех вышеперечисленных местах в течение всего октября будут проводиться широкомасштабные проверки. Осуществлять их будут 15 летучих отрядов из разных уполномоченных органов. Цель - ликвидация расположенных в несоответствии с нормами объектов. К началу 2001 года количество киосков, ларьков и прилавков сократится в два раза. Те, кто останется, обязаны будут до конца года перезаключить арендные договоры.
Сократится не только количество палаток, ларьков и киосков, но и их ассортимент. В числе запрещенных товаров наиболее распространенные в переходе на той же Пушкинской одежда, обувь, парфюмерия, зажигалки, фотопленки, сигареты, спички...
Новое распоряжение вызвано не только взрывом и заботой о пожарной безопасности в неспокойном метрополитене и на прилегающих к нему территориях. Московские власти срочно ищут источники дополнительных доходов.
Общие потери московского бюджета в результате налоговой реформы оцениваются в 40 - 45 млрд руб. Уже принято постановление об увеличении ставки налога с продаж с 4% до 5% , установлении местного 5-процентного налога на прибыль, а также налога на вмененный доход. Если региональный налог на прибыль принесет в столичную казну порядка 20 млрд руб., то вмененный налог скорее послужит благородному делу извлечения денег из теневого оборота. По статистике, в 75 регионах, где уже введен этот налог, сократился теневой оборот и повысилась собираемость подоходного налога в 2,5 - 3 раза. По словам Юрия Лужкова, нынешний бюджет потребует высочайшей организованности в экономической работе и максимально полного использования всех имеющихся ресурсов и возможностей. Как известно, столице нужна цивилизованная розница. Война ларькам и киоскам - лишь один из очередных шагов московского правительства в этом направлении.
Примечательно, что практически одновременно с выходом распоряжения на Курской, например, появились в переходе стеклянные павильоны. Они уже ждут своих арендаторов.
Нет сомнений в том, что в результате проведенных мероприятий московский бюджет получит дополнительные деньги. Уже разрабатываются новые стандарты построения и оснащения палаток. К тому же цена на палатки нового стандарта повысилась в три раза. Выжить должны самые богатые владельцы мелкорозничных сетей. И не просто выжить, а стать донорами московского бюджета.
Столица без базара...
По данным AC Nielsen, в стоимостном обороте российской розничной торговли в крупных городах 34% приходится на продовольственные магазины, а 32% на мелкооптовые рынки.
Ценовой разрыв рынков с розницей колеблется от 15% до 25%. То есть в России рынки занимают нишу розничных сетей.
Впрочем, Юрий Лужков не интересуется мнением сторонних профессионалов маркетинга. У него, как всегда, хватает своих астрологов и синоптиков... Найдутся и маркетологи. С их помощью рынки будут упраздняться. Новый документ, составленный специалистами мэрии, не допускает создания торговых зон с массовым размещением на одной территории объектов нестационарной мелкорозничной торговли (лотков, автолавок, тележек и т. д.). Это описание подходит к любому рынку в спальном районе.
Коммерсанты, уже прочитавшие данный документ между строк, спешно принялись за реконструкцию своих территорий. Так, на Братеевском мелкооптовом рынке закипела работа. Там возводят стационарные здания, куда и переселятся торговцы. Однако подобная активность вряд ли спасет владельцев рынков. У московского мэра давняя аллергия на "оптовки". По его мнению, они и налогов не платят, и уродуют современный облик столицы. На месте закрывающихся оптовых рынков вскоре должны появиться "чудо-маркеты". Благо претендентов на земли оптовиков хватает. Владимир Груздев, председатель совета директоров компании "Седьмой континент", уверен, что его новые магазины прекрасно смотрелись бы на месте нынешних мелкооптовых рынков. По словам известного ритейлера, эти земли очень выгодно расположены и хорошо раскручены. "Конкуренция с рынками не проблема, - считает Олег Войцеховский, начальник проектно-исследовательского центра "Русский проект". - В Воронеже, например, нет мелкооптовых рынков вообще. Там есть мощная организация "Центроторг", у которой много магазинов и низкие цены. Что-то подобное есть и в Москве. Например, один из мелкооптовых рынков на Каширском шоссе переквалифицировался на продажу строительных материалов после того, как рядом открылась "Копейка". У метро "Домодедовская" в "Галерее Водолей" открылся "Перекресток". В декабре откроется "Рамстор". В сегодняшних условиях открытие супермаркета и дискаунта рядом с рынком убьет его. И все же торговые центры, которые должны возникнуть на месте подлежащих ликвидации рынков, возникнут не скоро. У ритейлеров нет уверенности, что им удастся привлечь для этого западные инвестиции. "Сегодня не известно ни об одном достоверном факте иностранных инвестиций в предприятия, принадлежащие российским юридическим лицам или муниципальным властям, - говорит Олег Войцеховский. - Непременное условие для привлечения таких инвестиций - аудит и консалтинг у фирм "большой пятерки". У наших сетей или у мэрии таких ресурсов нет".
Как считают эксперты, при сегодняшней ситуации с розницей на замещение рынков понадобится от трех до пяти лет.
Рознице без разницы
Московские сети по типу отношений с мэрией можно разделить на три вида. К тем, кто включился в программы московского правительства и, как во франчайзинге, при разрыве отношений теряет свои позиции, относятся "Дикси" и относились "Мини-Перекрестки". К тем, кто поддерживает разные социальные программы и активно встречает мэрские инициативы, относится, например, "Седьмой континент". К независимым операторам относятся сети, за которыми стоит мощная поддержка в виде другого бизнеса холдинга. Это "БИН", "Копейка" и "ПродМак".
На уже цивилизованную розничную торговлю новое распоряжение вряд ли окажет существенное воздействие. Правда, нет никаких гарантий, что вслед за ларьками и рынками не придет и очередь сетей раскошеливаться на пополнение московского кармана. Розница - одна из любимых областей для регулирования. До определенного времени московское правительство активно контролировало магазины - акты, проверки... По-хорошему правительству надо бы сделать экспертизу московской розницы и выявить, что выгодно, а что нет. Но на аналитику у мэрии нет денег. Поэтому сейчас регулирующие органы предпочитают согласиться со сторонним предложением. Так, с инициативой создания магазинов для малоимущих выступил в свое время "Перекресток". Именно они пролоббировали соответствующее постановление.
На сегодняшний день распоряжения Лужкова, касающиеся розничной торговли, направлены на поддержку проектов, к которым мэрия относится особо трепетно. То это создание спецструктуры для обеспечения Москвы овощами и специализированных овощных магазинов - когда-то Лужков как- никак был председателем Московского городского агропромышленного комитета. То создание сети магазинов "Ветеран", которым приоритетно предоставляются помещения, льготы по арендной плате и коммунальным платежам. Как правило, подобные инициативы московского правительства не слишком заметны на рынке. "Во всех странах розница - отрасль наименьших государственных инициатив, - говорит Войцеховский. - Если предприятие работает грамотно, оно прибыльно и без протекционизма властей".
Больше, чем другие отрасли, розница задействована властями для осуществления социальной политики. Так по принципу "меры приняты" отчитались после взрыва последним распоряжением. Так было и с магазинами для малоимущих. В результате принцип экономической целесообразности оказывается не самым важным для регулирующих торговлю органов. Есть прецеденты создания торговых точек сверху. Аскетизм, понятная для "регулировщиков" форма торговли - прилавок, выбранный без всяких исследований ассортимент. Считается, что всем известно, какие малоимущим нужны продукты. "С точки зрения покупателя, гораздо более привлекательно выглядят демократичные магазины, развивающиеся сами по себе: "Копейки", "ПродМаки", "Перекрестки", - говорит Олег Войцеховский. - Стоимость средней покупки в "аскетичном" магазине, работающем с льготами по аренде и со скидкой пенсионерам, ветеранам и инвалидам, составляет $3. В то время как, по нашим оценкам, оборот независимых дискаунтов с 1 кв. м в 2,5 раза больше. Средние показатели покупки по сетям вроде "Копейки", "ПродМака" $10 - 11, в "Перекрестках" - до $25".
Как правило, когда мэрия берется курировать какой-то бизнес, рано или поздно он приходит в упадок. Так было с "Русским бистро", например. Какими бы благими ни были правительственные намерения, их осуществление губит саму идею.
По словам исполнительного директора Национальной торговой ассоциации Антона Лаптева, принятые московским правительством меры по урегулированию рынка мелкой розницы помогут сделать этот рынок цивилизованным. Однако г-н Лаптев считает, что чиновники на местах могут испортить хорошую идею традиционным ее исполнением.
В принципе меры против мелкорозничной торговли на данном этапе нецелесообразны. По данным ACNielsen, количество киосков и павильонов в российских городах уменьшилось с 1998 года на 46% и 25% соответственно. В то время как количество цивилизованных продовольственных магазинов на 44% увеличилось. Постепенно мелкорозничные точки превратились бы в небольшие магазинчики и без лужковского распоряжения. С ростом торговых сетей отпала бы и необходимость насильно ликвидировать рынки - в большой сети цены вполне конкурентны с рынком.