Врач в смартфоне: как работает онлайн-медицина
В эпоху пандемии коронавируса в системе здравоохранения появилась и стремительно обрела популярность новая ниша — онлайн-медицина. Попасть очно к врачу в государственном медицинском учреждении часто бывает довольно трудно: нехватка талонов, очереди, конфликты с другими пациентами и т. д. Частные клиники — роскошь, которая доступна далеко не каждому. Онлайн-приемы обычно куда меньше бьют по кошельку.
Но насколько эффективна консультация врача онлайн? Какие есть плюсы и минусы у виртуальных визитов к специалистам? И как работает онлайн-медицина с точки зрения законодательства? Ответы на все эти вопросы — в материале «Компании».
Как появилась телемедицина
Строго говоря, закон, позволяющий проводить дистанционную медицинскую диагностику, вступил в силу еще в 2018 году, а пандемия лишь усилила популярность таких услуг.
Однако законодательство в его текущем виде не столько помогает развивать данное направление, сколько препятствует этому. Несмотря на то что в развитие телемедицины вкладываются внушительные суммы, в том числе и из государственного бюджета, с правовой точки зрения механизмы онлайн-приемов не отрегулированы.
Кроме того, сейчас специалисты во время виртуальных приемов не имеют права ставить диагноз, удаленно назначать первичный курс лечения и оказывать телемедицинские услуги анонимно. А подлинность данных, полученных после осмотра пациентов, необходимо подтверждать через «Госуслуги».
Как оказываются консультации
Полноценный визит к врачу онлайн-консультация заменить, конечно, не может. Есть сферы, в которых личный осмотр специалиста необходим. Сложно представить, что травматолог может дать заключение, не осмотрев полученное повреждение и не изучив результаты рентгена. Однако в некоторых случаях онлайн-приема будет вполне достаточно. Например, когда врачу нужно расшифровать результаты исследования, пройденного ранее.
До появления телемедицины для получения подобной услуги необходимо было посещать медучреждение лично. Это лишняя трата времени и нервов, которую вполне можно избежать.
Есть три основных формата, в которых может пройти онлайн-прием:
текстовое общение в специальном чате;
аудиозвонок;
видеозвонок.
Единой платформы, на которой пациенты могли бы получать нужные услуги онлайн, не существует. Телемедицину внедряют в основном частные учреждения. И инструментарий, доступный врачам, существенно различается.
Можно выделить несколько видов дистанционных консультаций:
Консьерж-сервис. Работает по модели call-центра. Такой формат считается одним из самых популярных.
Разовые онлайн-консультации. Чаще всего его выбирают жители регионов, не имеющие возможности очно посетить столичных специалистов.
«Второе мнение». Иногда диагноз необходимо подтвердить у еще одного специалиста. К такому способу прибегают как пациенты, сомневающиеся в точности заключения врача, так и сами медработники, желающие услышать мнение высококвалифицированного коллеги.
Постоянный мониторинг хронических больных. В этом случае телемедицина позволяет пациентам регулярно оставаться на связи с лечащим врачом, а также избавляет его от бессмысленных визитов и дает возможность не нагружать организм, если человек чувствует недомогание.
Формат консилиума. Он позволяет оперативно подключать узких специалистов не только из разных уголков страны, но и со всего мира.
Полезное оборудование
В ряде случаев для онлайн-консультаций может потребоваться дополнительное медицинское оборудование. Это особенно актуально для пациентов с хроническими заболеваниями. Какие устройства могут пригодиться человеку во время дистанционного наблюдения у специалиста?
КТГ (кардиотокография). Прибор полезен для пациенток на поздних сроках беременности. Информация с фетального монитора передается через мобильное приложение акушеру-гинекологу. Благодаря этому он может определить необходимость очного визита и осмотра.
Глюкометр. Устройство, необходимое для пациентов с диабетом, которое напоминает о необходимости взять пробу. Современные глюкометры позволяют подключаться к смартфону по Bluetooth. Таким образом, полученные результаты вводятся в программу, что помогает врачу отслеживать динамику.
Тонометр. Нужен для пациентов с предрасположенностями к сосудистым/кардиологическим заболеваниям. Помогает отслеживать состояние и вовремя обнаруживать риски осложнений. Сегодня также есть модели тонометров, которые могут подключаться к телефонам по Bluetooth.
Устройства для лабораторных анализов. Существует разнообразный спектр приборов, которые применяются в зависимости от заболевания пациента. Они позволяют проводить анализы в домашних условиях при помощи специальных тест-полосок. Благодаря этому врач сможет вовремя заметить отклонения от нормы и пригласить пациента на очный прием.
Полезная информация
Всем известно, что искать информацию о заболеваниях в интернете самостоятельно не лучшая идея. Многочисленные статьи обязательно сообщат о каком-нибудь страшном диагнозе на основе симптомов, имеющихся у человека.
В состоянии паники пациенты пытаются заниматься самолечением, что в лучшем случае не даст никакого эффекта, но также может привести к серьезным последствиям. Иногда испуганные люди и вовсе тратят внушительные суммы на дорогостоящие обследования. Не всегда это бывает оправданно и необходимо.
Телемедицина позволяет оперативно получить информацию о своем состоянии от квалифицированного специалиста. Задать врачу вопрос онлайн можно практически на любую тему. Специалист выслушает симптомы и даст полезные рекомендации. Это позволит снизить тревожность, появившуюся у человека после симптомов недомогания.
Кроме того, онлайн-консультации помогают снизить нагрузку на первичное звено здравоохранения. Нередко в случае с симптомами ОРВИ, жалобами на работу желудочно-кишечного тракта, слабость и т. д. можно полностью решить проблему дистанционно.
Минусы телемедицины
Врач не имеет права поставить диагноз дистанционно. И если при ОРВИ такой диагноз может не понадобиться, некоторые заболевания все же потребуют очного визита.
Назначать лечение онлайн врачу тоже нельзя. Однако скорректировать уже имеющийся вариант терапии и оценить ее эффективность специалисту разрешено. По сути, телемедицина больше подходит для повторных, а не первичных приемов.
На очном осмотре врач может заметить те симптомы, на которые сам человек не обращает внимания. Это также способно серьезно повлиять на точность поставленного диагноза.
Телемедицина не входит в ОМС. В большинстве случаев платить за онлайн-консультации придется. Правда, сегодня можно найти варианты на любой кошелек. И дешевый прием вовсе не означает, что вас будет консультировать специалист с низкой квалификацией. Кроме того, в Москве власти тестируют варианты бесплатной телемедицины. Однако этот проект пока находится на стадии пилота.
Не просто беседа
Одна из главных причин недоверия, которое испытывают пациенты к консультациям через интернет, — недостаток информации. Приставка «теле» в официальном термине, обозначающем такие услуги, вызывает у многих скепсис. Кажется, что речь идет не о квалифицированной помощи, а о программах о здоровье, которые так популярны у людей старшего поколения.
Но с телевидением такие услуги ничего общего не имеют. Более того, онлайн-консультации на законодательном уровне предполагают вовсе не общение через мессенджеры и видеозвонки в Skype или Zoom. Как правило, медучреждения создают специальные платформы на своих официальных сайтах. Благодаря этому все данные хранятся в личном кабинете. Это не просто негласные правила, а требования, установленные законом.
Дело в том, что такие сервисы подключены к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Это специальная база данных, которая регулируется государством. Причем информация в ЕГИСЗ поступает и из частных клиник.
Все сведения о консультациях и рекомендациях врача хранятся в электронной медицинской карте. Туда же поступают протоколы предыдущих врачебных осмотров, результаты анализов и обследований, карта прививок и другие медицинские документы.
Еще одна важная особенность — использование защищенных каналов передачи. Кроме того, и врач, и пациент проходят процедуру аутентификации. Все это снижает риски попадания информации к мошенникам.
Наиболее успешная область
Сегодня телемедицина активно старается осваивать всевозможные сферы. Однако есть область, в которой онлайн-консультации прижились довольно прочно: психиатрия и психотерапия.
Несмотря на то что установить дистанционный контакт немного сложнее, эффективность онлайн-приемов уже доказала себя. Особенно актуальны консультации через интернет для жителей сельской местности или небольших городов. В селах психотерапевта или психиатра может и вовсе не быть. В результате все пациенты стекаются в районный или окружной центр, что не позволяет получить помощь оперативно. А в такой тонкой сфере, как ментальное здоровье, это может быть критично.
Разумеется, каждый сам выбирает, как относиться к телемедицине. Однако важно понимать, что эта сфера не стоит на месте и развивается все более активно. У нее есть как плюсы, так и минусы. Но бояться дистанционных консультаций точно не стоит — они лишь дают пациентам больший выбор и не являются принудительными.