Top.Mail.Ru
мнения

«Врата скорби»

Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press

На фоне продолжающихся воздушных атак вооруженных сил йеменского движения «Ансар Аллах» (неофициальное название хуситы), направленных против коммерческих судов в южной части Красного моря, администрация США готовится к военной операции против хуситов, что предполагает нанесение ударов по целям в самом Йемене. Такое развитие событий грозит дальнейшей эскалацией в районе Баб-эль-Мандебского пролива, судоходство через который уже становится крайне опасным. Об этом — в колонке Дмитрия Жантиева, доцента Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Руководство движения «Ансар Аллах», которое воспринимает себя как законную власть в Йемене и опирается на широкую поддержку населения центральных и северных районов страны, а также со стороны Ирана, намерено продолжать атаки против судов, направляющихся, по их сведениям, в израильские порты. До тех пор, пока власти Израиля не остановят боевые действия в секторе Газа и не допустят туда гуманитарные грузы.

Перед угрозами со стороны США и их союзников по НАТО хуситы вряд ли отступят: в их распоряжении — не только многочисленное ополчение, но и большая часть регулярной йеменской армии, а снабжение со стороны Ирана и труднодоступный рельеф йеменского нагорья дополнительно усиливают их военный потенциал. Более того, многочисленное ракетное вооружение и дроны дают хуситам основания рассчитывать на нанесение неприемлемо высоких потерь корабельной группировке противника на Красном море.

Тем временем министр обороны Ирана Мохаммад Реза Аштиани обещает формируемой США военно-морской коалиции «экстраординарные проблемы» в случае ударов по Йемену. С учетом ракетного потенциала Ирана как главного союзника хуситов, фактически контролирующего Ормузский пролив (через который проходят танкерные поставки нефти и СПГ из аравийских монархий), очевидно, что Красным морем эскалация может не ограничиться. Власти Саудовской Аравии призывают американцев избежать прямого конфликта с хуситами. Эр-Рияду есть чего опасаться: при негативном сценарии речь идет не только об опасности срыва хрупкого перемирия в Йемене, но и о риске возобновления ракетных обстрелов саудовских военных и инфраструктурных объектов со стороны хуситов.

Йеменцам не впервые готовиться к отражению иностранной интервенции. В XX веке воинам горной страны удавалось наносить неприемлемые потери и британцам, и египтянам, а в нынешнем столетии — силам арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ. С учетом сказанного представить себе вторжение США в Йемен в текущей ситуации — это примерно то же самое, что вообразить возвращение американских войск в Афганистан. И едва ли следует рассчитывать на то, что контролирующий южные районы Йемена в условиях затяжного политического кризиса Президентский руководящий совет, признаваемый большинством стран мира в качестве легитимной власти и действующий при поддержке ОАЭ и КСА, стал бы серьезным образом поддерживать американскую операцию против хуситов. 

Сообщается, что, осознавая туманные перспективы возможной военной операции, Вашингтон в эти дни продолжает переговоры с хуситами при посредничестве Омана, призывая прекратить атаки против торговых судов. Но факт остается фактом: транзитное судоходство между Индийским океаном и Средиземным морем через Красное море и Суэцкий канал уже стало крайне опасным. Запреты со стороны ряда крупнейших страховых компаний и следующие одно за другим тревожные сообщения об ударах по танкерам и контейнеровозам вынуждают направлять корабли от берегов Европы в бассейн Индийского океана (в том числе в Персидский залив) и обратно вокруг Африки. То есть так, как это было до строительства Суэцкого канала в XIX веке, а также в период его длительного закрытия для судоходства с 1967 по 1975 год. 

Происходящее сегодня вполне можно сравнить с упомянутым периодом. В 1967-м Египет закрыл Суэцкий канал во время Шестидневной войны с Израилем, а затем важнейшая мировая судоходная артерия фактически надолго превратилась в линию фронта. Только через два года после окончания Октябрьской войны 1973 года (войны Судного дня. — Прим. ред.) канал был разблокирован и разминирован, и судоходство по нему возобновилось. 

И все же нынешний кризис вокруг «врат скорби», как буквально переводится с арабского языка название Баб-эль-Мандебского пролива, рискует стать беспрецедентным. Закрытие Суэцкого канала в свое время не прерывало навигацию у берегов Судана и западного побережья Саудовской Аравии, — корабли могли заходить в акваторию Красного моря из Индийского океана. Но в ходе нынешнего кризиса под угрозой оказывается безопасность судоходства на всем Красном море, что создает самые серьезные экономические проблемы для Египта и Судана, а также огромные экономические издержки для Саудовской Аравии. 

Ожидания роста цен на нефть и СПГ из-за вероятного значительного увеличения срока поставок в страны ЕС из Персидского залива лишь часть общей картины. Пресечение судоходства через Баб-эль-Мандебский пролив может заметно повлиять и на стоимость перевозки множества других видов товаров. В то же время для азиатских рынков прямой угрозы удорожания поставок нефти из Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Ирака пока не предвидится. Конечно, при условии, что США, с одной стороны, хуситам и Ирану — с другой, удастся договориться и эскалация не распространится также и на Ормузский пролив.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции