Top.Mail.Ru
архив

Время - деньги

Весь бизнес от мала до велика нынче думает о том, как выстроить человеческие отношения с клиентом. Дружелюбные smm-менеджеры старательно ведут диалоги на страницах социальных сетей, придумывают акции, проводят конкурсы, и все это во имя, чего уж греха таить, будущих прибылей.

досуг

Да, люди хотят общаться. Да, социальные сети во многом полезны и прекрасны, но они никак не заменят живой контакт. Социальные сети вредны для здоровья, утверждают психологи. Во-первых, эти виртуальные площадки связаны с большим риском возникновения зависимости. Работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в мозгу: пользователь испытывает приятные эмоции каждый раз, когда читает доброжелательный комментарий под своей фотографией или получает "лайк". Во-вторых, постоянно работая с небольшими кусками интересной информации, человек отучается искать и воспринимать большой объем данных. Ну а кроме того, в Интернете всегда есть соблазн улучшить собственный образ, а это, в свою очередь, ведет к разочарованиям в реальных межчеловеческих отношениях.

Дискуссии о вреде и пользе социальных сетей ведутся и в онлайне, и в офлайне. И как всегда, спрос рождает предложение.


Пространство для общения

Людям просто негде встречаться. Как бы дико ни звучало, но это действительно так. В кинотеатрах, театрах, развлекательных центрах можно провести время как угодно, но просто поговорить будет сложно - слишком шумно, слишком много информации извне. В кафе и ресторанах потише, но предполагается, что надо что-то есть. Традиция ходить друг в другу в гости, собираться компаниями не по поводу, а просто, скажем, для обсуждения фильмов и книг, медленно и печально уходит в прошлое. Выход из сложившейся ситуации придумал московский писатель Иван Митин. В 2011 г. словарь столичных тусовщиков пополнился загадочным определением "антикафе". Это чисто российская форма заведения, не имеющая прямых аналогов на Западе.

Антикафе - это место, где можно поработать, просто почитать книжку или собраться с друзьями, поиграть в настольные игры, пообщаться, может быть, выпить чашечку кофе. Оплата идет за время пребывания в заведении, сейчас она в среднем составляет около 2 руб. за минуту. Первый проект Ивана Митина "Дом на дереве" (инвестиции в него - 50 000 руб.) не прижился. Гостям предлагалось оставлять плату за посещение на свое усмотрение, и прекраснодушное предложение оказалось слишком хорошим: любовь к халяве "Дерево" сгубила. Зато второй проект Митина "Циферблат", где расчет велся уже поминутно, стал неожиданно успешным не только в Москве, но и в других крупных городах России и Украины. Сейчас на просторах РФ и СНГ действуют 9 "Циферблатов", часть из них открыта по франшизе. В открытие первого "Циферблата" Иван Митин и трое его партнеров вложили 900 000 руб., сегодня рентабельность бизнеса, по словам владельцев, составляет 40%. Идею Ивана Митина оценили, и в городах стали открываться тайм-кафе, или, как их все чаще называют, с легкой руки прессы, антикафе. Так, например, в Москве сейчас действует несколько десятков заведений подобного типа. И они продолжают открываться.

В сентябре этого года недалеко от Третьего транспортного кольца во дворе среди жилых домов открылся "Домик". Хозяйка заведения до недавнего времени трудилась менеджером по проектам в компании "Вымпелком", но собственный бизнес манил перспективами независимости и креативности. "Мы были достаточно ограничены в средствах, поэтому ремонт, дизайн - все пришлось делать самим, - рассказывает о проекте Юлия Юшина. - Основные затраты - это аренда. Первоначальные вложения - около 500 000 руб. без учета аренды. Все на собственные средства. Выйти на прибыльность надеемся в ближайшее время. Точнее сказать сложно, так как у нас пока небольшая аудитория, и, как следствие, заработок пока достаточно нестабилен. Но сейчас сезон, поэтому поток посетителей есть".

Как и большинство антикафе, работает "Домик" с поминутной оплатой. Для студентов и учащихся предусмотрены скидки. "Фишки", которые смогут привлечь и удержать клиентов, основатели "Домика" ищут методом проб.

"У нас можно арендовать помещения под какое-либо мероприятие, - перечисляет конкурентные преимущества заведения Юлия Юшина. - Для начинающих музыкантов, художников, фотографов, преподавателей мы можем предоставить площадку бесплатно, беря плату только с гостей мероприятия, опять же поминутно либо фиксированную за вход. Так как аудитория "Домика" на данный момент небольшая, то более прибыльной для нас пока является аренда. Но у нас уже есть постоянные посетители, и это приятно. Надеемся в скором времени сфокусироваться на организации творческих мероприятий: уже сейчас у нас проходят художественные и фотовыставки, мастер-классы, уроки рисования, концерты, поэтические вечера, чайные церемонии и многое другое".

Но несмотря на то, что аудитория антикафе крайне благосклонна к этому формату, бизнес-аналитики предрекают кризис подобным заведениям. Осознают это и сами владельцы антикафе. "На данный момент большое количество антикафе закрывается, - констатирует Юлия Юшина. - Стоимость аренды в центре Москвы хороших помещений высока, льготы по аренде если и есть, то достаточно ограниченные. Как следствие, для развития подобного сегмента бизнеса, вне всякого сомнения, необходима государственная и муниципальная поддержка, неплохо бы в части аренды получить более лояльные коммунальные тарифы и информационную поддержку, что могло бы компенсировать отсутствие доходов, например, от высокорентабельной продажи алкоголя. Тем более что подобные места идут в тренде с государственными инициативами по сокращению потребления алкоголя и сигарет. А спрос на подобные места, думаю, будет, так как не теряют актуальности праздники, дни рождения, особенно за разумные деньги, да и просто провести вечер в компании друзей и поиграть в настольную игру едва ли станет менее интересно".

Действительно, один из методов привлечения посетителей в антикафе - это настольные игры. Но и тут есть коварные нюансы: приглашать специально обученного аниматора - стоит денег, а вовлечь посетителей в игру, в правилах которой еще надо разобраться, сложно. "Я как-то делал антикафе, которое занималось только игротеками, - "Чайпей", - рассказывает директор по маркетингу компании "Мосигра" Сергей Абдульманов. - В целом понравилось, но проект решили закрыть. Сейчас в каждом антикафе, которое я видел, лежат настольные игры. И везде проводится либо "Мафия", либо такие своего рода самопальные игротеки для своих. Плюс прошлой зимой мы каждую неделю играли в разных антикафе в Москве и Петербурге. По сотрудничеству в целом это больше интересно самим антикафе, поскольку их вечная головная боль - собрать людей не в вечер пятницы".


Деньги на ветер

"Инвестиционная привлекательность антикафе как бизнеса заключается в низких издержках в совокупности с достаточным для быстрой окупаемости доходом", - считает аналитик "Инвесткафе" Даниил Маркелов. По его мнению, основной статьей расходов кафе, ресторанов и прочих horeca-заведений является заработная плата. В тайм-кафе не предполагается большой штат обслуживающего персонала, а значит, и издержки в разы ниже. Вторым плюсом антикафе являются низкие затраты на продукты: бесплатно предоставляются только чай/кофе, сладости, закупающиеся по оптовым ценам. Таким образом, основной расход подобных заведений связан с арендой помещения. Соответственно сильная зависимость от стоимости аренды не позволяет создавать антикафе в местах, расположенных близко к метро или к иным большим объектам со значительным потоком людей. В связи с этим из-за удаленности от потока появляется риск низкой посещаемости. Однако данный риск нивелируется характером целевой аудитории. Основными посетителями данных заведений являются люди от 16 до 30, готовые пожертвовать удобством близкого расположения в пользу более низкой стоимости посещения кафе. Еще одним фактором риска на данный момент является сложность создания новых заведений ввиду сильной конкуренции со стороны уже существующих. Касательно временной моды или новой бизнес-ниши на данном этапе рассуждать сложно, однако говорить о непостоянном характере подобных заведений нельзя. Это обусловлено тем, что, помимо тайм-кафе, в последнее время стали появляться тайм-кинотеатры. Таким образом, данная бизнес-модель распространяется на другие horeca-заведения, что, несомненно, является сигналом появления новой бизнес-ниши.

Но новая ниша пока, может быть, только формируется, а вот за аудиторию 15-35 готовы повоевать и классические кафе, и кофейни. Так, например, в Санкт-Петербурге успешно работает заведение под названием "Книги и кофе", совмещающее выставку-продажу книг, кафе и культурный центр. Кстати, алкоголь в кафе не продают, а для курильщиков выделена специальная зона на входе. В Москве тоже полно кафе, готовых развлекать своих посетителей. В Bookcafe имеется прекрасная библиотека, а недалеко от Старого Арбата кафе "Букле" постоянно проводит игру в "Мафию", да и почти все сетевые кофейни приветствуют компании, собравшиеся у них поиграть, например, в "Опята" или "Дженгу".


С пользой для дела

Хорошие бизнес-идеи не исчезают, они трансформируются в соответствии с окружающей реальностью и запросами бизнеса. Отдельные успешные элементы из антикафе растаскиваются и используются различными коммерчески состоятельными заведениями, работающими с людьми. Таким образом решается вопрос привлечения новых клиентов, а заодно компании приучаются к ведению социально ответственного бизнеса.

Первыми элементы антикафе стали использовать книжные магазины. В филиале книжного магазина "Москва", что на Воздвиженке, посетителям предлагается бесплатный Wi-Fi, уютное кафе, где можно не спеша полистать книги и определиться с покупкой, и продавцы-консультанты, разъезжающие по магазину на самокатах.

Постепенно элементы антикафе распространяются и в других областях.

"К формату антикафе я присматриваюсь уже давно, практически с момента его появления в Москве. И не я одна, - отмечает директор танцевальной студии "Ниагара" Алла Марченко. - У танцевальных студий большие помещения, и, как правило, есть свободные от занятий часы. Уже многие танцевальные студии задумываются над тем, как этот ресурс можно использовать. (Так, например, в студии танца Ксении Хахулиной DanceHome осенью устраивались кинопросмотры. - Прим. "Ко") Но для того, чтобы все это приносило пользу, одноразовых акций мало, нужна система. И мы ее придумали".

В "Ниагаре" решили использовать типичные для антикафе развлечения, но с прицелом на привлечение новых клиентов. "Мы организовываем кинопросмотры и чаепития, у нас проходят, например, игры в "Крокодила", отдельно для детской и взрослой аудитории, в студии есть полка с книгами - каждый желающий может взять любую книгу домой, а потом вернуть эту же или другую книгу в студию. Это не совсем bookcrossing, но близко к нему, - рассказывает Алла Марченко. - Все эти развлечения бесплатны и направлены на решение принципиально важных для нас задач. Во-первых, мы хотим отвлечь людей от компьютеров, особенно это касается детской и подростковой аудитории. Все хотят общаться вживую, мы видим это. И даем пространство для живого общения. Можно сказать, что это наша социальная миссия. Во-вторых, конечно, таким образом мы повышаем лояльность уже существующих и привлекаем новых клиентов".

Когда от экрана ноутбука или планшета начинается резь в глазах, а мысли в голове похожи на короткие сообщения в Twitter'е, пора все выключать и выходить на улицу. Многочисленные заведения за умеренную плату и развлекут, и предоставят комфортное пространство для общения. Остается только выбрать, за что платить - за книжку, за время в тайм-кафе или за урок танцев. В любом случае за время кто-то получит деньги.



Еще по теме