Top.Mail.Ru
архив

Все как при «дедушке»

Помните знаменитую фразу, якобы произнесенную Александром I при восшествии на престол после загадочной смерти его отца Павла I? «Все будет как при бабушке», – успокоил взбудораженную экспериментами Павла российскую элиту новоиспеченный император.

Ставший хозяином России при почти столь же загадочных обстоятельствах Владимир Путин может ничего не говорить. Он уже все сделал. Точнее, почти ничего не сделал за те три года, которые руководит страной. Он ничего не сделал для того, чтобы сломать губительную для России олигархическую модель капитализма.

Все осталось как при «дедушке» Ельцине. Как и в середине 1990-х, важнейшие экономические решения принимаются кулуарно, в интересах узкой группы приближенных к власти (или приблизивших власть к себе) крупных собственников. И аукцион по продаже «Славнефти» подвел сиволическую черту под путинским «равноудалением» олигархов, которое на практике свелось к взиманию с этих самых олигархов дополнительного налога в пользу экономически недееспособной (что еще раз наглядно продемонстрировали события вокруг «Славнефти») питерско-кагэбэшной президентской свиты.

Олигархи остаются единственной созидательной силой в нынешней российской политической элите. И следует признать, что с точки зрения «эффективности» лучшего собственника для «Славнефти» не найти.

Мой знакомый иронизировал: «Абрамович до чего наглый, пожалел несколько десятков миллионов долларов на то, чтобы сделать продажу «Славнефти» крупнейшей приватизационной сделкой!»

Да не наглый Абрамович! Правильно, что пожалел. Роман Аркадьевич – разумный бизнесмен. Ему все эти глупости про крупнейшую сделку глубоко чужды. Это хлеб государственных пропагандистов. Думаю, что даже десять миллионов он бы не стал платить за лавры «крупнейшего приватизатора», оставив их покупателям «Связьинвеста». Он действовал очень правильно: зачем платить больше, если можно заплатить меньше. Редко кто из нас ведет себя по-другому, так чего же мы хотим от олигархов.

К тому же сколько все-таки заплатили победители аукциона, остается загадкой. Очевидно, что они приложили огромные усилия для того, чтобы торги прошли по их сценарию. И наивно думать, что эти усилия стоили им лишь интеллектуальных и временных затрат. Дело даже не в масленых глазках руководителей РФФИ. История продажи «Славнефти» заслуживает отдельной книги. Если даже по открытым источникам проследить последовательность действий и высказываний бизнесменов, чиновников, депутатов, политиков, журналистов, мэров и губернаторов, то получится весьма живописная картина российской элиты во всей ее неприглядности и со всеми ее причинно-следственными связями – кто, когда, кому, за сколько. Вот Альфред Кох полюбил писать книжки. Написал бы, что ли, «Как продавали Россию. Часть вторая».

Если вернуться к результатам аукциона, то получается, что государство само себя обокрало. Ведь если бы аукцион проходил честно, претендентам на «Славнефть» пришлось бы бросать все ресурсы на борьбу за победу в торгах – то есть платить как можно больше денег в бюджет. Что все поначалу и собирались сделать. Но потом акционеры «Сибнефти» все посчитали и решили, что выгоднее (простая и понятная мотивация) замутить административные шуры-муры: заставить депутатов говорить о китайской угрозе, свести «Сургутнефтегаз» с «Северной нефтью», убедить чиновников «зарезать» заявку «Роснефти», и т.д. и т.п. Так что это не Абрамович со Швидлером (а может, еще и Березовский с ними – вот досадно, должно быть, Владимиру Владимировичу!) недоплатили – они-то наверняка со всеми рассчитаются, это государство недополучило.

Так что аукцион оказался очень полезным. Мало того, что «Славнефть» получила эффективного собственника, Михаил Касьянов решил свои бюджетные проблемы, а Владимир Малин – свои, так еще стала понятна цена административного ресурса. Примерно $700 млн – $800 млн (все приготовились, что нефтяную компанию продадут за $2,5 млрд) только с одного аукциона, пусть и самого крупного, – этого бы с лихвой хватило на то, чтобы в течение нескольких лет платить министрам, их замам и даже начальникам департаментов такую зарплату, которая отбила бы у них всякую охоту к взяточничеству.

Символично, что в телевизионном общении президента России со своим народом, состоявшемся на следующий день после аукциона, вопрос об олигархах и продаже «Славнефти» не поднимался. Простой народ распродажа национальных природных ресурсов, проблемы большого бизнеса и склоки олигархов не волнуют.

(Подробности и экономические последствия продажи «Славнефти» см. в статье Натальи Готовой «Цена «Славнефти».)

Еще по теме