Top.Mail.Ru
архив

Всемирный винный праздник

«ДА УЖ, наших здесь хоть отбавляй. Только зашел в павильон, слышу сзади матерок», – отшутился глава одной из российских виноторговых компаний в ответ на замечание о том, что выставка – мероприятие праздничное только с виду, а по сути сугубо профессиональное, не позволяющее отдохнуть от привычной московской конкуренции. Речь идет о крупнейшей профессиональной алкогольной выставке VINEXPO-2001, проходившей во французском городе Бордо с 17 по 21 июня. 11-я по счету экспозиция отметила в этом году свое двадцатилетие, собрав 43 страны-участницы и более чем 2 400 экспонентов. Выставка – как можно судить из названия и места проведения – прежде всего посвящена вину и другим напиткам, производимым из винограда, хотя встречаются здесь и водки, и ликеры, но при этом как класс отсутствует пиво. Место проведения выставки сыграло с нами злую шутку: абстрагироваться от присутствия во Франции не получалось и неумолимо тянуло к французским стендам. Французские виноделы, безусловно, были представлены исчерпывающе, но не менее исчерпывающе были представлены и другие винные страны. Число таковых ограничено естественными причинами – виноград растет не везде. Между тем число стран – производителей вина постоянно увеличивается, так как в этом году в выставке впервые приняли участие Мексика и Таиланд. О том, что на рынок вина общие экономические кризисы хоть и влияют, но не так уж существенно, говорит тот факт, что за историю выставки все ее показатели поступательно росли. Алкогольный тренд находится в противоречии с другими экономическими индикаторами. Кроме собственно виноделов и виноторговцев на выставке также широко представлены различные винодельческие объединения, рейтинговые агентства (которые определяют удачность того или иного вина того или иного урожая), международные конкурсы лучшего алкоголя по разным группам и категориям, многочисленные издания, исследовательские учреждения, учебные заведения, организации профессиональных сомелье. С этого года на выставке присутствуют и всевозможные сайты винной е-торговли. Другим новичком стало движение Slow Food (в переводе с английского «медленная еда»), созданное как альтернатива американскому fast food и подчеркивающее ценность традиционной, «настоящей» еды. При том, что площади выставки за двадцать лет выросли более чем в шесть раз (с 6 тысяч до 40 тысяч квадратных метров), экспозиция не в состоянии вместить всех желающих. Например, в этом году заявки были получены еще на 10 тысяч квадратных метров, и нескольким сотням медленно запрягающих фирм вообще места не нашлось. Впрочем, организаторы пообещали, что к следующей выставке удастся расширить выставочные площади. За прошедшие с первой выставки двадцать лет и площадь, и количество участников (с 524 до 2400), и число посетителей (с 11 тысяч до 55 тысяч) увеличились примерно в пять раз. Только число стран-участниц лишь удвоилось. Иностранцы составляют около 25% от общего числа посетителей и приехали они, судя по регистрационным данным, из 120 стран. Очевидно, что большинство из них – покупатели. Хотя выставочная площадь не может являться четким индикатором положения отдельных стран – производителей на рынке, тем не менее определенной характеристикой она может послужить: с большим отрывом лидирует Франция, чьи стенды занимают больше половины общей площади экспозиции, за ней идет другая великая винная держава – Италия, потом Испания и США, Германия, Португалия и Англия. Значительно расширили свои экспозиции новые винные страны Чили и Аргентина, которые агрессивно пытаются отвоевать себе место на международном рынке алкоголя. Весьма заметны усилия Венгрии, которая, имея довольно небольшую площадь экспозиции, напоминала о себе большим количеством мероприятий – семинаров, дегустаций и других акций. И, надо полагать, добилась внимания к своим оригинальным токайским винам. Французы остро чувствуют конкуренцию и придумывают все новые и новые рекламные трюки. Между собой соперничают не только отдельные производители, но и регионы. Всем известны Бордо и Бургундия, но другие французские винодельческие области также хотят привлечь внимание к своей продукции. Чтобы выделиться на фоне своих более именитых конкурентов, они проводят совместные рекламные кампании. Всем известен ноябрьский праздник Божоле Нуво, но не все помнят о вине из этого региона в другое время. Между тем оно вполне заслуживает внимания и старается его привлечь при помощи новых необычных рекламных ходов. Так, учитывая качественные особенности и вкусовые характеристики божоле, реклама этого вина призывает «попрохлаждаться с ним», одновременно подчеркивая, что здесь даже красное вино следует пить охлажденным. Виноделы из долины Роны упирают на цвет: их продукция – почти исключительно красные вина. Они используют это в рекламе и даже упоминают нас, говоря, что «у русских самая главная площадь названа нашим фирменным цветом». Бордосские же вина с эмблемой в виде бокалов с белым и красным вином, украшенных галстуками-бабочками, стараются привлечь внимание прежде всего молодых потребителей. Трудовые будни посетителей выставки состояли не только из посещений различных стендов и дегустаций, но и из всевозможных конференций и семинаров; впрочем, на такой выставке даже посещение одного из многочисленных ресторанов становилось частью работы – вино ведь, как правило, сопровождает пищу. Забавно, что VINEXPO проходила одновременно с авиасалоном в Ле Бурже. На открытии салона присутствовал и президент Франции Жак Ширак, и премьер-министр Лионель Жоспен, а винную выставку манкировал даже министр сельского хозяйства, и самой статусной официальной персоной оказался мэр Бордо (правда, бывший премьер-министр Франции) Ален Жюппе. Видимо, первенство французов в виноделии не вызывает у властей никаких сомнений и не требует специальной поддержки. Хотя досадно, что политики предпочитают красоваться на фоне военной техники, а не дегустировать хорошее вино. Едва ли такое предпочтение идет на пользу их избирателям. Тот факт, что выставка – мероприятие для специалистов подтверждало практически полное отсутствие случайных праздношатающихся посетителей и огромное число плюющихся людей. Да-да, именно плюющихся. Дело в том, что профессионалу вовсе не нужно пить вино, чтобы его оценить. Достаточно просто «поболтать» его во рту, а затем выплюнуть. На всех стендах, где проходили дегустации (а проходили они на всех стендах) обязательным атрибутом были специальные ведерки, почти как у зубного врача. Эстетики, впрочем, это не нарушало, тем более что отдельные «плевальщики» делали это столь эффектно, что дух захватывало. Мы, признаюсь, до этого «не доросли», предпочитая дегустировать «внутрь». К чести устроителей выставки и властей Бордо надо сказать, что местные жандармы относились к посетителям с пониманием и возможностью выполнить план по нарушителям не злоупотребляли. Как пошутила одна из моих французских собеседниц, «на время выставки действуют другие правила дорожного движения». «Структура» российского присутствия на VINEXPO на сто процентов отражает статус России как страны-импортера. Российские бизнесмены присутствовали здесь в кулуарах, на стендах своих партнеров, на дегустациях и приемах. В списке участников Россия хотя и фигурировала, но в экспозиции нас представлял лишь «Торговый дом «Арома» с водкой «Задоринка». Несолидно даже в секции vodka, где помимо большого числа бельгийско-германско-канадских Staraya russkaya, Rasputin, Moskova, и т.д. присутствовала Vodka Vaskaya, производимая в Гайяне. Правда, на стенде какого-то немецкого дистрибутора наблюдалась водка «Флагман», но сказать что-либо толковое про сей продукт немцы не могли. Впрочем, уж на водку в Бордо хотелось смотреть меньше всего. Прошлогодний почти 40-процентный рост импорта сухих вин в Россию произвел обнадеживающее впечатление не только на наших виноторговцев, но и на виноделов, прежде всего французских. Сообщение о российском происхождении вызывало прилив энтузиазма в 9 из 10 случаев. Судя по всему, российский рынок перестал быть экзотикой, и многие даже не очень крупные производители подумывают о сотрудничестве с российскими виноторговцами. Обойдя полтора десятка стендов производителей шампанского (причина такого интереса именно к этому напитку – коллекционирование металлических пробочек от лично попробованного шампанского) и обстоятельно поговорив с доброй половиной из них, мы убедились, что представленные в России и принадлежащие, как правило, «большим домам» марки шампанского по многим параметрам (прежде всего по цене и качеству) уступают своим конкурентам. Особый шарм выставке придавал тот факт, что виноделие, как правило, семейный бизнес. На большинстве стендов вино и коньяки представляли не какие-нибудь наемные менеджеры, а сами владельцы, на визитках которых написаны те же фамилии, что и на бутылочных этикетках. Например, на стенде шампанского Billecart-Salmon гостей встречал представитель седьмого поколения этой семьи Дени Ролан-Биллекарт. А шампанским Larmandier-Bernier нас угощала Софи Лармандье. Настоящий семейный праздник устроил на своем стенде Ги Леро, коньяки которого успешно продаются в Москве. Во время дегустации лучших коньяков дома Lheraud, которую, кстати, вел лучший сомелье мира 1998 года Маркус дель Монего, можно было познакомиться с тремя поколениями семьи Леро. И, пожалуй, одно из самых «фамильных» мероприятий – дегустация лучших вин Шабли, проведенная Союзом Гран Крю Шабли. Эта организация объединяет 19 винодельческих домов, которым принадлежат 75 из 100 гектаров виноградников Сhablis Grands cru. Эти вина урожаев с 1988 по 1999 год представляли опять же сами производители – Паскаль Бушар, Мишель Лярош, Жиль Колле, Лоран Симоне, Жан-Бернар Маршив. Последний, кстати, посетовав в беседе на то, что до сих пор не продает свое вино в Россию, хотя знает, как в Москве популярно chablis, тут же похвалился, что во время выставки успел провести переговоры «с одним русским, Сергеем. Фирму назвать не могу, секрет», – улыбнулся француз. Впрочем, знакомый бизнесмен-соотечественник, прокомментировал эту информацию и, назвав потенциального импортера шабли, усмехнулся – «у нас тут один Сергей». Вот и решайте, много или мало русских было на VINEXPO в Бордо.

Еще по теме