Top.Mail.Ru
архив

Вторая ваучеризация населения

С 1 июля российские граждане возрастом до 50 лет – примерно 40 млн человек – получат извещения Пенсионного фонда о состоянии своих пенсионных счетов. То есть, сколько их работодатель перечислил туда налогов за 2002 год. Кроме того, означенные граждане получат специальный бланк, с помощью которого смогут выбрать управляющую компанию – организацию, которая будет распоряжаться пенсионными накоплениями.  От результатов ее деятельности будет зависеть размер второй, негосударственной пенсии. Таковые организации еще не определены, но говорят, что вот-вот их перечень будет утвержден.

Что касается граждан, которым уже исполнилось пятьдесят лет, то для пенсионной реформы они чужие и никаких накопительных частей их пенсии не полагается. Конечно, можно не учитывать примерно 10 – 15 лет, в течение которых социальные налоги если и платились, то исчезали в никуда (либо были скрыты «черной» зарплатой). Но ведь лет примерно за двадцать до того означенные граждане налоги платили исправно и в определенных законодательством размерах. Если и не чисто юридически (в годы выплат не было накопительной системы), то политически и социально это все – государственный долг. Жаль, что у указанной категории граждан нет возможности арестовывать российские самолеты и морские суда во Франции. Ведь в последующие несколько лет – сколько им остается до 55 или 60 (пенсионного возраста) – никакой накопительной части они не увидят. Исключение составляют те, кто работает в крупных корпорациях, где есть собственный страховой или пенсионный фонд. В таком случае если быть последовательным, то нужно облагать зарплату всех работающих возрастом от пятидесяти лет социальным налогом по ставке 6 или 8% – столько платили в советские времена, когда не было накопительной системы.

Ситуация с той «молодежью», которая вроде бы должна быть спокойна за свою счастливую старость, напоминает историю всероссийской ваучеризации. Приватизационные чеки получили все, реальную же пользу от них – несколько десятков, хорошо, если сотен человек. Людей информированных и стоящих близко к органам государственной власти. История с приватизационными чеками была правильная и нужная. Конечно, не совсем по Людвигу Эрхарду, но ведь и Россия не Германия. Те, кто это затевали, хотели как лучше. Просто степень подготовленности и информированности населения была никакая. Вот и выиграли стоящие рядом с теми, кто сдает карты. И сегодня у вкладчиков Пенсионного фонда нет информации ни об управляющих компаниях, ни о способах и методах использования ими активов, ни внятного выбора. Поскольку не только о назначенных управляющих компаниях, но и о негосударственных пенсионных фондах, а также о формах государственного контроля их деятельности и о страховании рисков у людей тоже достаточного представления нет. Так что выбрать фонд, которому будущий пенсионер может спокойно доверить свои деньги, так же нелегко, как нелегко в свое время было определить, куда вложить свой ваучер.

Выигравшие, как в истории с ваучерами, конечно, будут. И Пенсионный фонд, и уполномоченные им компании (в это мы верим) станут работать с пользой для себя. Что логично, поскольку управляющая компания – организация коммерческая и было бы странно, если бы она не стремилась к максимально возможной прибыли. Но для условного вкладчика это все равно не гарантия. Поскольку он должен «держать все яйца в одной корзине», не имея достаточной информации для правильного ее выбора. Пока, во всяком случае, ситуация выглядит именно так. Попытка рассмотреть варианты пенсионной реформы, альтернативные предложенному Пенсионным фондом, закончились публичным выговором, который устроил одному высокопоставленному правительственному чиновнику премьер Михаил Касьянов. Так что выход пока остается безальтернативным. Относительная гарантия достойной старости – это личный пенсионный фонд, который гражданин формирует сам, размещает сам в различные ценные бумаги, на депозитные и трастовые счета или в чулочный нал. Это, во всяком случае, то, чем он действительно может распоряжаться по своему усмотрению.

Еще по теме