Top.Mail.Ru
мнения

Вторая жизнь депозитарных расписок

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Российские инвесторы все еще ждут решения по принудительной конвертации депозитарных расписок, заявления по которым должны были быть поданы до 10 ноября 2022 года, а результаты — объявлены после 23 ноября 2022 года, однако банки до сих пор никакой информации не предоставили. Впрочем, уже сейчас можно попытаться подвести промежуточные итоги такого отечественного изобретения, как процесс принудительного возвращения российских инвестиций в страну — считает старший партнер ITSWM Игорь Кузнец.

Краткая история принудительного перевода бумаг россиян

14 июля 2022 года в РФ вступил в силу Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому клиенты иностранных банков, получившие отказ в расконвертации депозитарных расписок и переводе их в Россию, могут сделать это принудительно. Казалось бы, это открыло широкие возможности для россиян, желающих вернуть капиталы домой. Однако красивая возможность, предусмотренная законодательством, столкнулась с реальностью. Для принудительной конвертации необходимо собрать комплект документов, требуемых каждым конкретным оператором депозитарных программ. Требования эти весьма обременительны, и в ряде случаев соблюсти их практически невозможно. Например, они предполагают в том числе необходимость нотариального заверения подписей иностранных банкиров и проставление апостилей, подачи заявления в течение 5 дней с даты выписки. В случае успеха клиент получает ценные бумаги на свой счет в России. Так что затраты и поиск возможных решений имеют смысл при таких высоких ставках.

При этом некоторые финансовые институты, например НРД, запрашивали дополнительные документы и выдавали положительные решения до истечения дедлайна, что достаточно рискованно — в момент вынесения таких решений невозможно оценить общее количество ценных бумаг, в отношении которых представлены заявления. Тут может возникнуть риск подачи заявлений в отношении большего числа ценных бумаг, чем существует на самом деле, что является основанием для прекращения принудительной конвертации в целом.

Другие финансовые институты, включая банки, заняли более консервативную позицию. Они не выдавали предварительного согласия на конвертацию, да и процент отказов у них будет существенным. Это неофициально подтверждают сотрудники многих банков. Предполагается, что официальные отказы начнут выдаваться после 23 ноября, именно тогда и можно будет посчитать точное число bad cases.

Уже сейчас очевидно, что ряд отказов произойдет по формально-техническим основаниям, когда клиент в сложившихся обстоятельствах не смог выполнить достаточно обременительные требования конкретных российских депозитариев в связи с недружественными действиями иностранных финансовых организаций.

Непреодолимые сложности

Во-первых, сложности возникают с проставлением апостиля на выписки по счетам в иностранных банках.

Во-вторых, инвесторы сталкиваются с логистическими проблемами. Единственный способ выполнить требование — лично получить такой документ в офисе банка и оперативно вернуться в Россию.

В-третьих, часто инвесторы не имеют возможности обеспечить раскрытие цепочки держания бумаг иностранным банком. Эта информация может быть раскрыта клиенту добровольно в рамках выяснения в порядке межбанковской корреспонденции, а может, и нет. К сожалению, на практике многие российские клиенты столкнулись с тем, что иностранные банки отказываются предоставить такую информацию, ставя под угрозу возможность клиента получить положительное решение о переводе бумаг в РФ. Здесь приходится уповать на проклиентский подход российских депозитариев, которые сочтут, что имеется объективная невозможность клиента предоставить такого рода информацию.

Все эти недостатки формально можно было устранить, потратив некоторое количество сил, средств, времени и проявив творческий подход, например получив и нотариально заверив формальные отказы банков. Однако далеко не все россияне способны это сделать, и даже эти меры не дали бы гарантий положительного решения.

К сожалению, подобные недостатки заявлений клиентов, повлиять на которые они не в силах, могут повлечь отрицательные решения в отношении перевода бумаг в РФ. Практика покажет, какой подход примут российские депозитарии и встанут ли они на сторону клиентов.

Новое окно возможностей

Впрочем, в настоящее время остается решение для клиентов, стремящихся перевести депозитарные расписки на российские ценные бумаги из иностранных банков в страну.

Сложившаяся негативная ситуация возникла в связи с тем, что летом этого года ряд иностранных банков-кастодианов, сохранивших присутствие в РФ, заявили о закрытии своих книг, т. е. о запрете операций с депозитарными расписками. В результате единственным способом получить доступ к ценным бумагам россиян, учтенным на иностранных счетах, стала принудительная конвертация депозитарных расписок.

С 26 сентября 2022 года свои книги открыл Bank of New York Mellon, что имеет значение для депозитарных расписок ПАО «Новатек», ПАО «ГМК ”Норильский никель”», ПАО «Сургутнефтегаз», «Банк ВТБ» (ПАО), ПАО «РусГидро», ПАО «Газпром» и других.

С 3 октября 2022 года J.P. Morgan открыл книги для погашения депозитарных расписок, в том числе ПАО «Сбербанк», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НМТП», ПАО «МТС», ПАО «Магнит».

А это значит, что для клиентов, которые не успели воспользоваться принудительной процедурой расконвертации расписок или получили отказ, появилась отличная возможность избежать дополнительных расходов по подготовке документов, а также потенциального отказа в принудительном переводе. Некоторым россиянам уже удалось оперативно воспользоваться данным способом и в добровольном порядке провести конвертацию расписок, но были и неудачные попытки. Некоторые иностранные банки, несмотря на готовность банков-кастодианов расконвертировать депозитарные расписки и вернуть активы в Россию, сообщили, что сделают это только на основании разрешений соответствующих властей, которые на текущую дату так и не были получены.

В такой ситуации приходится лишь держать руку на пульсе, следить за происходящими изменениями и помогать банкам и их клиентам достигнуть желаемого. При этом остаются нерешенными вопросы по получению купонных доходов по суверенным и корпоративным облигациям, а также средств, замороженных на счетах типа «С», и многие другие, возникшие ранее в этом году и ставшие особенно актуальными сейчас. Ведь кто знает, скольким россиянам такие законодательные новшества помогли…