Top.Mail.Ru
архив

Второе пришествие

В конце октября руководство немецкого концерна Grundig объявило о своем намерении занять лидирующую позицию в элитном сегменте российского рынка домашней техники. На первый взгляд время для экспансии выбрано не слишком удачное: цены на широкоформатные телевизоры - флагманский товар Grundig в России - за последний год упали в среднем на 50% и продолжают снижаться. Однако, как это ни парадоксально, продажи немецких цифровых телевизоров, которые на $2000 - 3000 дороже аналогичных корейских и японских моделей, за этот же период выросли более чем в два раза.

Исследование, проведенное агентством "КОМКОН-2" в июле - августе 2000 года, показало, что телевизоры Grundig приобретают 0,77% россиян (исследование проводилось по всероссийской выборке и фиксировало результаты последней по времени покупки, сделанной респондентами). Grundig в этом рейтинге находился на 29-м месте. В исследовании же потребительских предпочтений российского среднего класса, проведенных "КОМКОН-2" летом, доля Grundig составила в целом по России 2,2%, а в московской выборке - 3,2%.

В Советском Союзе Grundig был одним из немногих "иностранцев", допущенных на отечественные прилавки. На обладателя радиоприемника или магнитофона этой марки смотрели с завистью - ведь купить его можно было разве что в валютной "Березке". Более красноречивого символа обеспеченности хозяина в то время трудно было найти. После открытия рынка бытовой техники в период перестройки звезда Grundig померкла: более дешевые изделия японских и корейских компаний практически вытеснили его из страны.

Впрочем, и сам концерн в тот момент мало интересовался Россией: на немецком внутреннем рынке развязалась ожесточенная борьба с Panasoniс и другими азиатскими "монстрами". К тому же технологические и дизайнерские новинки Grundig (вроде первого в мире серийного телевизора, использующего 100-герцевую технологию) вряд ли могли найти потребителя в России конца 80-х годов. Grundig ушел из России, на всякий случай застолбив за собой место: в 1993 году было основано местное потребительское общество.

В мае 1999 года началось возвращение Grundig в Россию: было зарегистрировано официальное представительство, проведены маркетинговое исследование и рекламная кампания, открылись несколько фирменных магазинов в двух столицах. Как отмечают представители концерна, в 1999 - 2000 годах Grundig потратил около DM120 млн на обновление общей продуктовой линейки с учетом демографических и психологических особенностей зарубежных - и в том числе российских - потребителей. Продуктовая линейка была изменена на 75% (учет пожеланий российских потребителей, правда, выразился только в установке блоков русификации в некоторых приборах).

Фактически эти реформы означали смену корпоративной стратегии. В 1999 году концерн Grundig контролировал около 17% рынка бытовой техники в Германии. Несмотря на то что торговые представительства и дилерские сети компании работают в десятках стран, Grundig ориентировался в первую очередь на внутренний рынок. Руководство концерна посчитало, что при увеличении внутреннего немецкого рынка в среднем на 2% в год к середине 2000 года компанию ожидает "кризис роста". Достигнув в настоящий момент на немецком рынке отметки 20%, Grundig решил переключиться на рынки других европейских стран. В Европе при общем падении спроса на телеприемники значительно возросла стоимость этого рынка. Иными словами, европейцы чаще покупают дорогие телевизоры с большим экраном. А это "конек" концерна.

В России Grundig интересуется вкусами элиты, и прежде всего столичной. Однако дорогая немецкая техника, видимо, будет пользоваться спросом и в регионах, поскольку дилерская сеть там развивается значительно быстрее, чем в Москве: если в столице за последний год количество компаний-дилеров выросло всего на 10%, то в регионах - более чем в два раза. Немцы видят в этом верный признак того, что российская провинция вслед за столицей тоже оправилась от кризиса 1998 года.

Хуберт Рот, управляющий зарубежными филиалами концерна, говорит: "Речь пока идет только о вхождении на российский рынок. Однако рынок этот быстро растет. Еще два года назад мы продавали в России в лучшем случае несколько сотен телеприемников в год. Сейчас это уже дневной показатель. Если мы не сбавим темпа, то в обозримом будущем займем лидирующую позицию в высшем сегменте российского рынка телевизоров".

В то же время элитная электроника (в первую очередь цифровые телевизоры) за последний год значительно подешевела - средняя розничная цена цифрового телевизора с диагональю 30 дюймов и более составляет около $3 тыс. Флагманский товар Grundig в этом продуктовом ряду - телевизионная система Fine Arts стоит более $5 тыс. Плазменный телевизор Planatron 2 в зависимости от комплектации может стоить $15 тыс. - $22 тыс. Аналогичные плазменные панели от Panasoniс стоят порядка $6 тыс. - $7 тыс. Впрочем, высокие цены на телевизоры Grundig вполне оправданны: продукция концерна обладает рядом дизайнерских и технологических преимуществ перед товарами конкурентов. Planatron, к примеру, единственный плазменный телевизор, который не нуждается в громоздком дополнительном модуле; дизайн Fine Arts разрабатывал знаменитый европейский дизайнер Александер Ноймайстер; в аппаратуре класса Hi-Fi используется эксклюзивная технология беспроводной передачи звука и т.д. Таким образом, товары Grundig, скорее всего, вернут себе доперестроечную репутацию техники для очень узкого круга привилегированных лиц с крайне высокими запросами. Эта стратегия очень точно выражается слоганом "Позволь себе Grundig", под которым проходит нынешняя рекламная кампания концерна. Возвращение Grundig в Россию льстит и потребителю, и рынку в целом: нас признали платежеспособными и годными к восприятию наиболее передовых разработок в мировой индустрии бытовой техники. Так что в глазах Grundig мы за последние десять лет серьезно выросли.

Еще по теме