Top.Mail.Ru
архив

Второй срок председателя Костина

Президент России своим указом продлил полномочия председателя Внешэкономбанка Андрея Костина. Это означает, что, несмотря на ожесточенную подковерную борьбу вокруг кресла руководителя ВЭБа, Костин остается на этом посту. Что же касается нетрадиционного для банковского мира внимания президента к главе кредитного учреждения, то это прежде всего связано с особым статусом Внешэкономбанка, единственного в стране, в котором руководитель назначается указом главы государства.

Внешэкономбанк, контролирующий все российские долги и активы, является мощным финансовым учреждением, невзирая на приличный груз старых обязательств, которые достались ему в наследство еще со времен существования Советского Союза. Андрей Костин возглавил банк в конце 1996 года, после длительной борьбы за ВЭБ, в которую были втянуты едва ли не все финансово-политические группировки.

Придя в ВЭБ с поста первого зампреда Национального резервного банка, Костин постарался отвоевать место и на рынке традиционных банковских услуг, поскольку и кадровый потенциал, и финансовые возможности ВЭБа это позволяли. Сегодня мало кто из российских банков может похвастаться таким количеством первоклассных клиентов, среди которых РАО "Газпром", "Росвооружение", ВО "Авиаэкспорт", ВО "Внешторгсервис" и другие. Забавно, но благодаря кредитам ВЭБа существуют все три общенациональных телеканала - ОРТ, РТР и НТВ.

Несмотря на проблемы с обслуживанием российских внешних долгов, Внешэкономбанк остается едва ли не самым надежным и ликвидным кредитным учреждением. Костин сумел удачно сочетать особый статус банка-агента правительства с развитием традиционного банковского бизнеса. Возможно, именно это и позволило ему сохранить за собой пост председателя Внешэкономбанка.

Не секрет, что Андрею Костину пришлось пережить немало неприятных моментов, когда казалось, что судьба его вэбовской карьеры решена и вопрос о его снятии является почти решенным. Тем не менее председателю ВЭБа все-таки удалось доказать свою состоятельность. В день выхода президентского указа он согласился ответить на вопросы "Ко".

"Ко": Что же все-таки не удалось сделать за первые три года работы во Внешэкономбанке?

А. К.: Пожалуй, две вещи. Пришлось заново заниматься реструктуризацией долга, который уже реструктурировали в 1997 году, хотя это и не наша вина. И, к сожалению, пока не удалось завершить процесс определения нового статуса Внешэкономбанка, несмотря на то что нами была проведена значительная подготовительная работа в этом направлении.

"Ко": С этим связано и получение полноценной банковской лицензии?

А. К.: Это единственная проблема, хотя под ней подразумевается целый комплекс вопросов, одним из которых и является решение ЦБ о выдаче банковской лицензии, регистрации уставного капитала и т.д.

"Ко": Перед ВЭБом стоит задача превратиться в универсальный банк?

А. К.: Мы разработали среднесрочную программу, которая рассчитана на 4 - 5 лет, и даже успели представить ее Всемирному банку в ходе последней сессии МВФ. Она была с интересом воспринята его руководством. Эта программа предусматривает развитие ВЭБа как учреждения, специализирующегося на работе с внешним долгом, привлечении инвестиций из-за рубежа, а также обслуживании крупной корпоративной клиентуры, ориентированной на экспорт. Для этих операций, я думаю, мы вполне готовы.

На сегодняшний день практически завершена большая и сложная работа по расчистке баланса и внебалансовых позиций, которые накопились за минувшие десятилетия. Мы также кадрово и организационно усилили "клиентские" направления. В частности, клиентский департамент, департаменты валютно-финансовых операций и по работе с ценными бумагами. Что же касается более амбициозных проектов, то мы их еще только разрабатываем. Конечно, будущее банка лежит в области универсализации, в том числе на рынке розничных услуг для населения, участия в пенсионных и страховых фондах. Но это следующие шаги.

"Ко": То есть вас пока не привлекает возможность воспользоваться крахом большинства розничных банков и скупить их ритейловый бизнес?

А. К.: Нет. К работе с населением мы пока просто не готовы, и не думаю, что будем готовы в ближайшие год-два. Для этого нужны навыки, дополнительный персонал, новая система управления банком. Может быть, в процессе работы над долгосрочной программой мы и придем к этому.

Сейчас меня больше интересует, например, работа на рынке стран СНГ: с крупной клиентурой, с правительственными организациями, с центральными банками, с экспортерами, с кредитами, которые им предоставляет Россия.

Еще по теме