Top.Mail.Ru
архив

Ввозить нельзя торговать

10.07.201500:00

Полукилограммовая коробочка французского сыра «Сиртаки» открыла такую брешь в контрсанкционном законодательстве, что не на шутку заволновались ритейлеры, депутаты, судьи, таможня и Роспотребнадзор. 

В декабре 2014 г. в магазине сети «Магнит» в Кингисеппе десант борцов с запрещенными товарами из Роспотребнадзора выявил в продаже французский (!) сыр и выписал компании Сергея Галицкого штраф в 30 000 руб. Деньги для крупнейшего российского ритейлера с годовой выручкой более 760 млрд руб., прямо скажем, небольшие, но дело было в принципе. ЗАО «Тандер» – управляющая компания сети «Магнит» – обратилось в арбитражный суд. И судья Елена Синицына решила, что в тексте указа президента России «О санкциях» говорится лишь о запрете ввозить зарубежные продукты, но нет ни слова о том, что их запрещено продавать, а значит, «Магнит» не виноват и штраф платить не должен. 

Поддерживает решение судьи Александр Борисов, председатель ОЗПП «Росконтроль»: «Указ президента и принятые в его исполнение прочие нормативные акты регулируют только порядок оформления товаров на границе. Таким образом, реализовать данные ограничения полномочна исключительно таможенная служба. Другими словами, если продукт попал на территорию РФ, то магазин вправе его продавать, имея на руках все необходимые документы». 

Роспотребнадзор недоволен тем, что ритейлер создал неудобный прецедент, и собирается обжаловать судебную отмену штрафа, а также два предыдущих решения этого же судьи, защитивших интересы продавцов по аналогичным делам о реализации запрещенных товаров. 

«Продукция ввезена уже после установленного запрета, в нарушение законодательства Российской Федерации, и поэтому продавалась в магазине «Магнит» незаконно», – такова официальная позиция ведомства. 

В среде законодателей единства нет: глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков считает: «Если эта продукция попала на территорию страны, то она уже фактически легализуется, и с этой точки зрения по закону, видимо, никто не может запретить продавать этот товар в торговых точках». А первый зампред комитета по экономической политике Михаил Емельянов уверен: «Нельзя торговать запрещенным товаром, это очевидно. Иначе вся система контрсанкций может обрушиться. Если будет принято решение ликвидировать этот пробел в указе президента, то надо туда вносить поправки. Нужно либо находить юридическую аргументацию против таких решений, либо издавать новые указы».

До этого проблемы с правоохранительными органами были у сети Metro Cash & Carry в Краснодаре. Там на товарах было указано место производства – Россия – и место происхождения сырья – Евросоюз. Суд встал на защиту продавца. 

По мнению юристов, сырное дело «Магнита» – прецедент, в котором право возобладало над внешними обстоятельствами. Однако, по мнению генерального директора InfoLine Ивана Федякова, которое он высказал в эфире «Говорит Москва», прецедент очень опасен для отрасли. Судебное решение может «освободить ритейлеров от ответственности за контрабанду, и поток санкционных товаров хлынет в магазины, а отвечать за это в случае их выявления будет поставщик». 

Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов оправдывает продавцов тем, что у магазинов не всегда есть возможность выяснить, являются ли продукты санкционными. При этом Карпов уверен, что дело «Магнита» пока не закончено и «судью поправят, так как тут есть политический аспект и решение было очень формальным с юридической точки зрения». Он также говорит о том, что представители ритейлеров осознают смысл запрета и его политическое значение. «Непонятливым» быстро объясняют. В мае по инициативе членов Общественной палаты Генпрокуратура попугала интернет-торговцев, которые реализуют на территории России продукты, попавшие под эмбарго. По итогам проверок три сайта были заблокированы, в отношении еще четырех направлены требования по блокировке, также к компаниям возникли налоговые и санитарные претензии. 

Продуктовые контрсанкции Россия ввела в июне 2014 г. и недавно продлила до 2016 г. Под запрет попали мясо, птица, молочные продукты, а также фрукты, овощи, орехи... Ответственной за контрсанкционную чистоту полок была назначена таможня, но сыр все равно проникал в страну. Тогда на помощь пришел Роспотребнадзор. На 1 июля 2015 г. на границе были остановлены 264 партии продукции, запрещенной к ввозу после 8 августа 2014 г., – всего более 2600 т продуктов. Из оборота изъято 44,8 т запрещенных товаров, наибольшее их количество – молоко и молочная продукция – 2,9 т, фрукты – 3,9 т, овощи – 0,8 т.

Но судя по тому, что на полках по-прежнему без большого труда можно найти заморские деликатесы, задерживается и изымается не все. «В судебном решении арбитража по ЗАО «Тандер» суд установил, что российское правительство запретило ввоз некоторых видов продуктов, но не было и нет прямого запрета на торговлю санкционными товарами, – подтверждает кандидат юридических наук Александр Трифонов, главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru. – Можно истолковать и развить мнение суда: правительство пока еще не запрещает своим гражданам кушать французские сыры». 

Для продавцов и поставщиков, по мнению Александра Трифонова, сейчас существует несколько лазеек. Самая распространенная и всем известная – западные производители поставляют товары в Казахстан и Белоруссию, там производится переработка. Может переработка заключаться в перефасовке товара в другую упаковку и переклейке этикеток? Может. Или Сербия вдруг становится поставщиком яблок. Могут польские яблоки быть под видом сербских? Конечно, да! 

В Россельхознадзоре утверждают: «Несмотря на достигнутые договоренности, существующая на внешней границе Евразийского экономического сообщества система проверки подлинности документов, сопровождающих товарные партии пищевой продукции, включая продукцию высокого риска, не позволяет исключить попадание, переработку и реализацию на его территории продукции неизвестного происхождения». Из Белоруссии, у которой таможенной границы с Россией нет, запретная еда может практически беспрепятственно попадать на российский рынок.

Для поставщиков есть и более прямой, но опасный путь – откровенная контрабанда: например, в мае через Балтийскую таможню под видом химической продукции пытались ввезти более 243 т замороженного хребтового свиного шпика с маркировкой производства ФРГ, более 36 т свиной лопатки, прибывшей из Бельгии, 45 т ткани, 36 т кофе, 18 т конфет. 

Все чаще появляются новости и о том, что физические лица пытаются провезти через границу «запрещенку»: кто-то прятал в багажнике Cadillac 25 литров финского молока, кто-то пытался провести в Land Cruiser 120 кг рыбы. Дело в том, что для граждан действуют иные, чем для юрлиц, ограничения на ввоз иностранных товаров, они касаются количества продуктов, которые гражданин может ввезти для личного потребления. «В сопровождаемом и несопровождаемом багаже можно беспошлинно ввезти не более 50 кг товаров на общую сумму не более 10 000 евро воздушным транспортом и на сумму не более 1500 евро иными видами транспорта», – утверждает Александр Борисов.

В связи с этим все большую популярность набирают фуд-туры, а турфирмы предлагают необычную услугу, которую в прейскуранте не найдешь. Тем, кто заинтересован в «прокате шенгенской визы» в Финляндии, предлагается трансфер за символическую сумму из Питера до ближайшего финского торгового центра, в обмен на это надо закупить там продукты по предоставленному списку, а потом привезти вкусную посылочку заказчику. 

Все это говорит о том, что бизнес ищет новые схемы поставок продуктов. Об этом говорит и Иван Федяко: «Многие поставщики-оптимисты рассчитывали на то, что все вернется на круги своя хотя бы через год. Сейчас мы понимаем, что хоть антисанкции и продлены на год, но уже абсолютно в открытую заявляется о том, что действие вот этих мер, скорее всего, будет долгосрочным, то есть в течение нескольких лет. Поэтому сейчас уже всерьез стоит задуматься поставщикам о глобальном перестроении каналов поставок». 

Еще по теме