We love Ю
Реприватизация украинских предприятий завершена. По крайней мере, в этом пытается убедить инвесторов новый премьер-министр этой страны Юрий Ехануров. Российские бизнесмены не спешат ему верить и опасаются, что к власти на Украине в скором времени вернется Юлия Тимошенко.
Если верить занявшему кресло главы правительства Украины Юрию Еханурову, период реприватизации в стране закончен. На одном из первых публичных выступлений «сменщик» Юлии Тимошенко успокоил национальных бизнесменов и их иностранных партнеров, заявив, что «все предприятия, которые должны были вернуться в государственную собственность, уже возвращены». Спустя неделю примерно то же Ехануров пообещал своему российскому коллеге Михаилу Фрадкову. Не стесняясь показаться излишне навязчивым, украинский премьер даже похвалил российские компании, работающие на Украине, за эффективность и посулил им «обеспечить неприкосновенность» частной собственности.
Российский бизнес на Украине
Данные Росстата свидетельствуют о том, что в прошлом году Украина заняла второе место среди стран СНГ по объему финансовых средств, привлеченных в России ( 27,3% инвестиций), уступив лишь сопредельной Белоруссии. Неудивительно, что российский капитал зачастую доминирует в ключевых секторах украинской экономики.
Взять хотя бы украинскую нефтянку. Отсутствие серьезных добывающих мощностей Украина восполняет количеством нефтеперерабатывающих заводов. Причем более половины из них принадлежит российским компаниям. Еще в конце 1990-х ЛУКОЙЛ приобрел Одесский НПЗ. «Татнефти» достался крупнейший в стране Кременчугский завод, а ТНК получила контроль над Лисичанским НПЗ. Даже небольшой завод в Херсоне отошел группе «Альянс». Всего Россия контролирует более 70% производства топлива на Украине.
Аналогичная тенденция до последнего времени наблюдалась и в черной металлургии, главном сырьевом достоянии украинской экономики. Этот сегмент рынка изначально практически полностью поделили местные финансово-промышленные группы. Впоследствии ситуация изменилась. «Русал» купил Николаевский глиноземный завод, единственный на Украине и крупнейший в Европе, а СУАЛ стал владельцем Запорожского алюминиевого завода.
Прижились на Украине и российские телекоммуникационные компании, давно считавшие страны СНГ своей сферой влияния. В 2002 году МТС приобрела украинского оператора UMC, затем «Альфа-групп», знакомая с этим бизнесом по «Вымпелкому», получила контроль над 47% акций «Киевстара». На Украину стремятся попасть и российские финансисты. Свои филиалы здесь уже открыли Внешторгбанк и Национальный резервный банк.
Наши гарантии – никаких гарантий
Статус зарубежного инвестора вовсе не гарантировал россиянам благодатный инвестклимат на Украине. Большинству работающих здесь компаний из России пришлось поволноваться за свою собственность. Впрочем, по мнению экспертов, при режиме Леонида Кучмы вина за прохладный прием российского бизнеса лежала не на местных чиновниках, а на украинских предпринимателях, использовавших связи с властью для борьбы с конкурентами. По сведениям «Ко», давление со стороны государственных регуляторов, действия которых лоббировали украинские компании, стало одной из причин, по которой «Амтел» после нескольких лет мытарств прекратил вести бизнес в этой стране. В начале 2003 года, задолго до прихода к власти Виктора Ющенко, российский шинный холдинг продал местным предпринимателям черниговское «Химволокно». Немногим позже «Амтел» отказался от профильного завода «Росава», работа которого была заблокирована из-за нехватки сырья и угроз местных чиновников оспорить его продажу российской компании.
Смену украинского президента, воспринятую как провал политики Кремля, российский бизнес, напротив, встретил с энтузиазмом. Репутация экономиста-либерала Виктора Ющенко должна была способствовать созданию максимально благоприятных и прозрачных условий для инвесторов на Украине. Многие эксперты говорили о предстоящем украинском инвестиционном буме, важная роль в котором отводилась российскому капиталу. На фоне волны налоговых претензий к компаниям в России обещания Ющенко обеспечить бизнесу режим наибольшего благоприятствования не могли не вызывать оптимизма. По словам аналитика «Ренессанс-Капитала» Екатерины Малофеевой, «Украина долгое время была белым пятном на карте инвестиций. Российский бизнес, испытывавший нехватку объектов для вложения дома, обнаружил множество активов у себя под боком».
Реальность не подтвердила ожиданий. Действия кабинета министров Юлии Тимошенко как будто были нацелены на то, чтобы развеять иллюзии инвесторов. Первым тревожным звонком стали разногласия между Ющенко и Тимошенко по вопросу масштаба реприватизации. С одной стороны, пересмотр наиболее одиозных приватизационных сделок (например, продажа «Криворожстали» консорциуму, подконтрольному Виктору Пинчуку и Ринату Ахметову) был одним из многочисленных предвыборных обещаний Виктора Ющенко. Вместе с тем он говорил о 30 самых скандальных сделках, итоги которых подлежали пересмотру. Остальные инвесторы попадали под приватизационную амнистию. По подсчетам Тимошенко, реприватизация должна была затронуть до 3000 сделок. Впрочем, ее правительство, приступив к поиску «скелетов в шкафу», так и не удосужилось представить «черные списки» реприватизируемых предприятий.
Начали с нефти и алюминия
Крестовый поход против российских компаний Юлия Тимошенко начала в апреле этого года. Первыми под горячую руку бывшего премьера попали нефтяники. Их обвинили в несправедливом повышении цен на горючее накануне посевных работ. Желая «приструнить» россиян, Киев установил госконтроль над ценами на топливо и начал антимонопольное расследование в отношении нефтяников.
Антирыночные методы украинского правительства вынудили российские компании пойти на ответные действия. ТНК-BP приостановила выпуск нефтепродуктов и пригрозила заморозить свои операции на Украине. Аналогичные шаги готовы были сделать и другие холдинги. Угроза топливного кризиса заставила местных чиновников срочно помириться с производителями горючего. Президент Виктор Ющенко признал ошибкой действия Тимошенко, и контроль над ценами на бензин был отменен. Позднее с нефтяников сняли обвинения в картельном сговоре.
Впрочем, первый неудачный опыт по отбору у россиян их украинских активов не расстроил Киев. Не так давно «Татнефть» потеряла контроль над Кременчугским НПЗ. Часть акций завода, принадлежащих татарской компании, по решению высшего хозяйственного суда Украины вернется в собственность государства, которое после этого станет мажоритарным акционером НПЗ. Слухи об угрозе реприватизации коснулись Лисичанского и Одесского перерабатывающих заводов. В адрес «Русала» и СУАЛа звучали обвинения в невыполнении инвестобязательств, что также могло повлечь за собой возврат принадлежащих им алюминиевых заводов на баланс украинского минимущества. Впрочем, до этого дело не дошло. Тимошенко лишилась своей должности, а пришедший ей на смену Ехануров пообещал отказаться от политики предшественницы.
Второй украинский фронт
Повода усомниться в словах нового украинского премьера пока не представилось. В подтверждение своей позиции Юрий Ехануров уже заявил о начале переговоров о мирном разрешении конфликта вокруг Никопольского завода ферросплавов. В июне совладелец «Реновы» Виктор Вексельберг и президент Evraz Group Александр Абрамов договорились о покупке этого актива у Виктора Пинчука. Тимошенко, добивавшаяся возврата собственности Пинчука государству, сорвала эту сделку. Теперь зять экс-президента Украины получил еще один шанс. Правда, по неофициальным данным, за снятие претензий к приватизации Никопольского завода ему придется доплатить в украинскую казну $200 млн. Впрочем, в убытке Пинчук не останется. За завод ему обещано $380 млн.
Другие российские предприниматели также говорят о желании закрепиться на Украине, а смена премьер-министра только укрепляет их планы. В намеченных на конец октября повторных торгах по «Криворожстали», несмотря на высокую стартовую цену в $2 млн и серьезные инвестиционные и социальные обязательства, могут принять участие сразу несколько российских металлургических компаний – «Северсталь», «Евразхолдинг» и «Металлинвест». О своем интересе к горнорудным активам, и, в частности к Полтавскому ГОКу, заявлял Магнитогорский металлургический комбинат. Сырьевыми предприятиями россияне вряд ли ограничатся. По словам Екатерины Малофеевой, украинские чиновники обещают в будущем году выставить на продажу немало интересных компаний – таких, как производитель минеральных удобрений Одесский припортовый завод и «Укртелеком». Неплохие перспективы и у фондового рынка. Пока украинский финансовый рынок не развит, и местные компании не рассматривают его как источник инвестиций. Эта ситуация должна поменяться, когда на Украину придут российские инвестиционные компании. Некоторые из них это сделали заранее – например, «Ренессанс-Капитал» и «Тройка-Диалог» уже зарегистрировали здесь свои филиалы.
Директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин уверен, что россиян заинтересует энергетика. В будущем году Киев рассчитывает приватизировать пять угольных объединений. Речь может пойти о продаже остающихся в госсобственности пакетов акций облэнерго, занимающихся распределением электроэнергии в регионах.
Иллюзий больше нет
Впрочем, интерес, который проявляют россияне к украинскому рынку, даже в свете очередной смены власти в Киеве, выглядит больше демонстративным и пока не подкреплен реальными действиями. Так, Виктор Вексельберг и Александр Абрамов не стали комментировать переговоры украинских чиновников с Виктором Пинчуком. Депутат Госдумы Александр Лебедев, который воспринял с энтузиазмом смену власти на Украине в декабре прошлого года, вообще разочаровался в экономике этой страны. Еще недавно принадлежащая ему Национальная резервная корпорация активно вкладывала средства в строительные проекты в Крыму и реализацию ипотечных программ. Сейчас Лебедев говорит, что «за последние месяцы растерял все иллюзии по поводу ситуации на Украине». Структуры НРК были вовлечены в серию судов, сомневающихся в законности покупки киевской гостиницы «Украина». В июле корпорация заморозила свои инвестиции на украинском рынке. Даже обещания Еханурова владелец НРК воспринимает скептически. «Подобные слова звучали неоднократно. Доверие необходимо восстанавливать не лозунгами, а реальными делами», – говорит Лебедев. С ним согласен и Владимир Сапрыкин. По мнению эксперта, российским фирмам невыгодно работать на Украине. Компании – главным образом нефтяные – предпочитают закрывать заводы на реконструкцию. Свою работу уже остановили Одесский и Кременчугский НПЗ. Всего за восемь месяцев 2005 года объемы нефтепереработки сократились за 8,6%. Не в пользу Украины говорит и сохраняющаяся политическая неопределенность. На март будущего года назначены новые парламентские выборы. По их итогам кабинет министров будет формироваться уже не президентом, а партией, получившей большинство в парламенте. Вероятность того, что Тимошенко вновь возглавит правительство, заставляет многих инвесторов занять выжидательную позицию. Причем шансы такого развития событий довольно велики. Тимошенко даже после своей отставки ни на секунду не усомнилась в оправданности реприватизации, рекламируя ее как борьбу с олигархами. В случае ее возвращения в кабинет министров нынешние действия Юрия Еханурова означают для владельцев спорных активов лишь временную передышку.