Top.Mail.Ru
архив

Россия на связи

Возможно, «ИнфоКом-2005» не стал самой «зажигательной» выставкой этого года, однако на нем был представлен ряд любопытных телекоммуникационные решений. За скучными аббревиатурами BREW, EV-DO и IMS скрываются интереснейшие технологии.

 

«ИнфоКом» (полное название – «Инфокоммуникации России-XXI век» ) – выставка прогосударственная, и этим объясняется пристальное внимание к ней руководства страны. Как и в прошлом году, на открытии присутствовал премьер-министр Михаил Фрадков вместе с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. Среди участников «ИнфоКома» замечено большое количество предприятий, собственником которых в той или иной степени является государство. Вместе с тем на выставке практически не были представлены коммерческие структуры, работающие на розничном рынке с конечным потребителем, которые в подавляющем большинстве никакого отношения к государству не имеют. Да и большинство стендов «ИнфоКома» нацелено на профессионалов, что мало интересно обычным посетителям. По этой причине выставка не пользуется широкой популярностью у населения, оставаясь местом общения специалистов телекоммуникационного рынка. Простым смертным на «ИнфоКоме» «ловить» почти нечего – в отличие от «Связьэкспокома», здесь нет ни скандальной «Евросети», в прямом смысле слова закидывающей подарками своих посетителей, ни производителей сотовых телефонов, на чьих стендах можно «живьем» попробовать новинки. Не изъявили желания принять участие в выставке и такие «монстры», как МТС и «Вымпелком». Вторая причина, по которой «ИнфоКом» не пошел в «массы», – значительная удаленность мероприятия от центра столицы – комплекс «Крокус Экспо», где проходила выставка, расположен за МКАД.

Однако организаторы не сдаются и стараются различными способами продвинуть «ИнфоКом» в «народ». К примеру, был организован отдельный проект «ИнфоКом» – детям», в рамках которого проводились соревнования по компьютерной игре NeedforSpeed 2 Underground, а также конкурс фотографий и MMS-сообщений. Все массовые мероприятия прошли 1 октября, в субботу, которая была названа «Днем семьи». Что характерно: именно в этот день на выставке наблюдалось более-менее заметное оживление, а атмосфера отчетов с докладами была разбавлена непринужденностью и весельем.

 

Видеозвонок

 

В Москве выставка проходила с 28 сентября по 1 октября. Кроме того, «ИнфоКом-2005» охватил Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Иркутск и Екатеринбург. Ничего принципиально нового ни в Москве, ни в регионах показано не было. К примеру, сотовый оператор «Соник Дуо» («МегаФон-Москва») продемонстрировал видеозвонок между двумя абонентами, использующими мобильные телефоны с поддержкой технологии видеосвязи. Представители компании показали посетителям, как в реальном времени можно видеть на экране трубки изображение собеседника с использованием телефонов третьего поколения Nokia 6680. Вместе с тем это не первая организация фрагмента опытной зоны сотовой связи третьего поколения стандарта UMTS – уже несколько лет посетителям различных выставок демонстрируют подобные сервисы и сотовые операторы, и производители оборудования. В случае с «МегаФоном» новизна заключалась в том, что был осуществлен видеозвонок именно с телефона на телефон, тогда как ранее в подобных экспериментальных соединениях в качестве терминалов применялись компьютеры. Что касается массового внедрения 3G, то, по словам специалистов компании, они готовы развернуть такую сеть в течение полугода после получения лицензии – дело лишь за тем, чтобы лицензии начали выдавать.

 

«Выделенка» без проводов

 

«СкайЛинк» продемонстрировал тестовую зону сервисов на основе платформы BREW. Если не вдаваться в технические подробности, то BREW – это интеллектуальная платформа, разработанная для предоставления абонентам широкого спектра контент-услуг от различных разработчиков. Так, с ее помощью абоненты сети CDMA (в нашем случае – CDMA-450) могут загружать в свой «мобильник» игры, как это делается в стандарте GSM – с помощью платформы Java. Теперь абонент «СкайЛинка» не будет чувствовать себя обделенным по сравнению с владельцами мультимедийных GSM-аппаратов. Если верить специалистам компании, уже в ближайшее время обладатели трубок CDMA-450 будут уравнены в своих правах на мобильный контент с «джиэсэмщиками» и смогут загружать в трубки не только игры, но и картинки, рингтоны, а также получать другие услуги нажатием всего одной кнопки. Однако для использования всех этих прелестей необходимо будет приобрести соответствующий аппарат с поддержкой BREW. Впрочем, сейчас это не проблема – «СкайЛинк» продемонстрировал широкую линейку CDMA-трубок, не уступающих по функциональности GSM-аналогам.

«СкайЛинк» также анонсировал, что уже в декабре 2005 года компания запустит в коммерческую эксплуатацию сети, работающие на основе технологии EV-DO (EvolutionDataOptimised). Это позволит многократно увеличить скорость передачи данных по сравнению с существующей сетью «СкайЛинка» (теоретически – до 2 Мбит/с, на практике – до 300 – 600  Кбит/с). Но, опять-таки, чтобы воспользоваться чудо-услугой, необходимо приобрести соответствующий телефон (или модем) с поддержкой EV-DO, чей ассортимент пока небогат и славится кусачими ценами.

 

Мультимедиа в режиме он-лайн

 

Многие компании телекоммуникационного рынка России, не имевшие отдельного стенда на нынешнем «ИнфоКоме», так или иначе все-таки были представлены на выставке. Например, компания «Вымпелком» не присутствовала напрямую, однако «засветилась» вместе с Ericsson: компании провели совместную демонстрацию услуг на базе IMS (IPMultimediaSubsystem). С точки зрения оператора, IMS позволяет с небольшими затратами запустить целый спектр новых услуг. Таких, как, например, шахматную игру Whiteboard. Чтобы сыграть в нее, необходима IMS-услуга, позволяющая двум или нескольким абонентам совместно редактировать рисунки и документы в режиме реального времени. При этом все, что делает один участник сеанса, видят в «прямом эфире» и остальные участники сессии.

Свои IMS-решения продемонстрировал и Siemens. Кроме того, немцы показали «Мобильное телевидение» на базе решения MediaDeliverySolution, которое позволяет просматривать передачи и фильмы в прямом эфире на экране мобильного телефона. Корпоративных клиентов заинтересует решение MobileOffice, с помощью которого операторы смогут предоставить дистанционный доступ в Интернет. Посредством него можно организовать полноценную работу с электронной почтой, календарем, задачами и контактами в форматах MicrosoftOutlook и LotusNotes в режиме реального времени. В очередной раз была продемонстрирована работа PoC (PushtoTalkoverCellular) – полудуплексная связь, превращающая мобильный телефон в некое подобие рации.

Многих посетителей заинтересовала услуга SurpassHomeEntertainment, опять же от компании Siemens. Она превращает обычный телевизор в полноценный мультимедийный центр. Доставка и прием информационно-развлекательного контента в этом случае происходит при помощи телевизора с приставкой, компьютера, беспроводного телефона или карманного компьютера. Абонентам предлагается широкий спектр разнообразных сервисов: онлайновые игры, кино и музыка по запросу (ondemand), возможность записи телевизионных программ, вырезание рекламных фрагментов и многое другое. Также возможно предоставление таких услуг, как видеотелефония, SMS/MMS-cообщения, работа с электронной почтой и доступ в Интернет с использованием телевизора.

Хотя ни один из крупных производителей сотовых телефонов не был представлен на выставке, новые «трубки» все-таки можно было встретить, и не только на стендах операторов. Так, японская корпорация NEC продемонстрировала линейку телефонов i-mode, включающую в себя новейший супертонкий NECe949. Обладая толщиной всего 11,9 мм и весом 96 г, он обеспечивает доступ в Интернет посредством GPRS 10 класса, оснащен 1,9-дюймовым дисплеем с разрешением 176х220 точек и поддержкой 65 000 цветов, а также 1,3-мегапиксельной цифровой камерой.

 

Ненужная выставка?

 

Нынешний «ИнфоКом» оставил после себя двоякое впечатление. С одной стороны, невооруженным глазом заметно, что выставка набирает обороты – с каждым годом на ней становится больше посетителей и участников (в 2004 году была представлена 291 фирма, в 2005-м – более 500, выставочная площадь увеличилась с 16 000 до 20 000 кв. м). С другой стороны, даже к пятому году своей жизни «ИнфоКом» все еще не может претендовать на звание «популярной выставки». Это по-прежнему место «тусовки» рыночных специалистов, многие из которых «варятся» в телекоме уже не один десяток лет. К тому же сказывается атмосфера «государственности» – создается впечатление, что многие приняли участие в выставке в «добровольно-принудительном» порядке. А там, где нет прямой коммерческой заинтересованности, нет и азарта, борьбы, желания показать что-то новое и интересное, отличиться от других. «ИнфоКом» образца 2005 года – это всего лишь констатация фактов, демонстрация того, куда движется телекоммуникационная Россия, и законов, по которым она будет развиваться в ближайшем будущем. Впрочем, это не так уж и мало.

 

Что такое «ИнфоКом-2005»

Специализация: телекоммуникации

Место проведения: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск

Время проведения: с 28 сентября по 1 октября 2005 года

Площадь выставки: 20 000 кв. м («Крокус Экспо», Москва)

Количество компаний-участников: более 500

 

 

Еще по теме