Top.Mail.Ru
архив

Я свой день рождения не буду справлять…

АРБ недавно с помпой отметила 15-летие небольшого питерского банка «Викинг» (340-е место по размеру собственного капитала), представленное как юбилей всей российской банковской системы. Дело в том, что в августе 1988-го «Викингу» (тогда еще называвшемуся «Патентом») посчастливилось получить лицензию №2 Госбанка СССР. Банковский «партбилет» №1 был выдан казахстанскому «Союзу». Поэтому после распада СССР у российских банкиров есть все основания считать «патриархом» отечественных финансов именно «Викинг».

Не всякому российскому банку удается дожить до такого возраста. Достаточно сказать, что в первую десятку рейтинга «Ко» попали лишь два – ВТБ и Газпромбанк, созданные не позднее 1990 года. Иных уж нет, а те далече… Инкомбанк, МЕНАТЕП, СБС-Агро и «Национальный кредит» больше не существуют, а, скажем, Автобанк, Конверсбанк или Оргбанк занимают уже не столь заметные позиции, как прежде.

И вину за все нельзя списать на «молодую шпану», оттеснившую «патриархов» на задний план. За 15 лет российская банковская система как минимум дважды (в 1995-м и 1998-м годах) переживала системный кризис. Причем дефолт 1998-го как раз совпал с десятилетием многих пострадавших банков. «Инком» даже выпустил зонтики с юбилейной символикой. Дождливой осенью того злополучного года они стали едва ли не единственным утешением для оставшихся без работы сотрудников «инкомовской» пресс-службы.

По иронии судьбы и некоторые сегодняшние юбиляры встречают собственное десятилетие отнюдь не в безоблачном настроении. И дело не только в надвигающемся кризисе «плохих долгов» (который, кстати, не может не отразиться на ведущих частных банках, вынужденных из-за жесткой конкуренции с госбанками вести достаточно рискованную кредитную политику). Смею предположить, что головная боль президента «УралСиба» Азата Курманаева вызвана отнюдь не соответствующими апокалиптическими прогнозами его коллег из Альфа-банка или МДМ. Масштабная пиар-кампания по дискредитации «УралСиба» в глазах частных вкладчиков приносит ему гораздо больше хлопот.

У МДМ-банка, к счастью, проблемы не столь серьезные – всего лишь «текучесть кадров». Вслед за Андреем Соколовым, которого в свое время переманили из «Альфы», МДМ покинул еще один бывший сотрудник этого банка – начальник управления общественных связей Андрей Насоновский. Наблюдатели высказывают предположение, что руководство МДМ осталось недовольно результатами недавних крупных спонсорских проектов банка – лазерного шоу Хиро Ямагаты на праздновании 300-летия Петербурга и фестиваля искусств «Черешневый лес» в Москве. Этими проектами занимался непосредственно Насоновский.

Судя по всему, прагматичные владельцы МДМ еще не научились жить так же широко, как их коллеги-конкуренты из «Альфа-банка», который, пожалуй, лидирует по количеству и размаху спонсорских проектов. Вероятно, основатель МДМ Андрей Мельниченко несколько погорячился, заявив в интервью британскому The Banker о том, что его финансовая группа «может генерировать денег больше, чем нуждается». По крайней мере стремление главы «Базового Элемента» Олега Дерипаски объединить принадлежащие ему «Ингосстрах-Союз», Сибрегионбанк, Автогазбанк и Народный банк сбережений наводит на мысль о том, что в ближайшее время Мельниченко может лишиться одного из стратегических партнеров. Во всяком случае, создаваемый «Базэлом» новый «Союз» с уставным капиталом в 3,1 млрд руб. и активами в 23 млрд руб. вполне способен потеснить МДМ в списке опорных банков возглавляемого Дерипаской «Русского алюминия».