Top.Mail.Ru
рынки

«Душные правила» торговли: банки и маркетплейсы поспорили о деньгах клиентов

Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс

На ПМЭФ прошла сессия «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?», в которой приняли участие крупнейшие представители e-commerce и банковского сектора страны. ВТБ призвал торговые платформы больше инвестировать в защиту данных пользователей, а Альфа-банк напомнил о важности честной конкуренции. 

Финтех для всех

Среди российских маркетплейсов финансовые услуги активно развивает Ozon, у которого есть собственный банк. По данным самой компании, им пользуются более 20 млн клиентов. В рамках сессии управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что маркетплейсы «обречены развивать финтех», чтобы лучше обеспечивать связь между продавцами и покупателями на своей платформе.

Он назвал это общим трендом на рынке. Своя банковская карта есть не только у Ozon, аналогичные продукты имеются и у других представителей ритейла — у X5 (совместно с Альфа-банком) и у «Магнита» (ВТБ), отметил Беляков. «Хорошо, что у клиента, у 145 млн людей, есть возможность выбора. При этом картой Ozon вы можете оплатить любую покупку в любом магазине, ровно как можете это сделать картой “Тинькофф”, Сбербанка, ВТБ или Альфа-банка», — добавил он.

Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук во время своего выступления отметила, что компания не планирует соревноваться финтех-решениями с крупными банками.

«Неправильно говорить, по крайней мере, по отношению к нам, чей финтех круче. Банки предоставляют универсальные финансовые решения, а мы занимаемся тем, что улучшаем Wildberries для тех, кто взаимодействует на нашей площадке. Мы развиваем и делаем упор на те вещи, которые важны для нас, чтобы становиться лучше», — добавила Бакальчук.

Обзаводиться банком не планирует «Авито». Управляющий партнер компании Иван Гуз рассказал, что она решила пойти по пути партнерства с другими банками «во имя клиента». В частности, «Авито» совместно с Т-Банком (бывший «Тинькофф») запустил первый финтех-продукт «Безопасная сделка». Еще один продукт, позволяющий совершать покупки в кредит, был запущен совместно с Хоум Банком.

«Мы верим в партнерство. Мы последовательны в этом подходе, и не только в финансах, но и в логистике», — добавил Гуз.

Конкуренция должна быть честной

Представители банковского сектора, в свою очередь, высказались о рисках отсутствия должного регулирования в сфере e-commerce. «Наши e-com-игроки — это крутые коллеги по цеху, для меня честь с ними работать. Это один из факторов устойчивости нашей экономики и конкурентное преимущество нашей страны. Но я считаю, что правила игры для всех, конечно, должны быть одинаковыми», — сказал глава Альфа-банка Владимир Верхошинский.

По его словам, существующий «регуляторный арбитраж» подрывает свободную конкуренцию на рынке. 83% клиентов выбирают Озон-банк из-за предложенных им скидок, что является, по мнению Верхошинского, «чистой воды ценовой дискриминацией».

«Да, оплатить можно по любой карточке, но по карточке Озон-банка получите большую скидочку. Справедливо это или нет, сложно сказать. Если не букве, то духу закона о защите конкуренции это противоречит. Еще противоречит правилам платежных систем», — сказал Верхошинский.

Глава Альфа-банка также озадачен консолидацией онлайн-торговли на нескольких площадках. Он напомнил, что в реальном секторе экономики действует закон о торговле, согласно которому игрокам нельзя занимать долю более чем в 20%. Однако в цифровой экономике такой принцип не действует, считает Верхошинский. «Сейчас два-три маркетплейса будут половину рынка непродовольственной торговли занимать», — добавил он.

На это управляющий директор Ozon ответил, что скидки, кешбэки и другие программы лояльности есть у всех ведущих банков страны, а обращение к закону о торговле он назвал спекуляцией. «Я для многих открою большой секрет — мы не продаем свои товары. С помощью нас и с помощью Татьяны [Бакальчук] сотни тысяч производителей имеют возможность продавать миллионам покупателей. Мы не торговая организация в силу закона и в силу услуги, которую мы оказываем», — подчеркнул Беляков.

«Мы цифровые платформы, мы не торговые сети. Поэтому попросила бы не заходить в зону регуляторики», — отметила Бакальчук.

По словам же Верхошинского, это лишь «юридическая казуистика». «Один великий человек сказал: все всё знают, все всё понимают. Большинство магазинов не продают свои товары, а продают хлеб, который произвел соседний завод. Там — физическая полка, тут — цифровая полка», — отметил он.

«Хотите конкурировать — соответствуйте»

Опасения коллеги поддержал также заместитель президента — председателя правления ВТБ Георгий Горшков. По его словам, в банковской индустрии существует ряд «душных правил», которые были созданы для защиты средств клиентов. В 83% случаев краж потребитель теряет деньги, потому что сам передал персональные данные мошенникам.

«Проблема в том, что зачастую погоня за выгодой порождает риски для нас самих. Давайте в этой конкуренции не переходить за грань, когда мы, привлекая простых людей высокой скидкой, начинаем на этой выгоде и ажиотаже принуждать клиентов избыточно делиться своей персональной информацией», — говорит Горшков.

Дополнительное регулирование маркетплейсов как торговых площадок не входит в сферу интересов банков, однако это важно для защиты каждого потребителя, подчеркнул он. По его словам, маркетплейсам необходимо уделять больше внимания развитию антифрод-систем и других инструментов для защиты данных клиентов. «Если уж хотите конкурировать с нами, вкладывайте десятки миллиардов рублей в защиту нас как потребителей. Хотите конкурировать — соответствуйте», — отметил он.