«Яндекс» примется за госзаказ

19.11.202114:59

Следующий год станет для «Яндекса» годом выхода на рынок госзаказа. Совместно с партнерами IT-гигант будет выпускать серверы, необходимые для перехода ведомств и госкомпаний на российское «железо». Преимуществом компании станет то, что она сама будет потреблять значительную часть своего же производства, говорят эксперты. Однако они предупреждают — на российском рынке производителей серверов «Яндекс» ждет большая конкуренция.

Новый проект «Яндекс» будет реализовывать совместно с несколькими партнерами. Среди них — группа IT-компаний «Ланит», госбанк ВТБ и производитель компьютерной техники Gigabyte. Как рассказал Forbes Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс», совместное предприятие (СП) этих компаний уже выпустило первые серверы под брендом Openyard.

Первую партию серверов произвели на производстве «АЛТ Мастер» в Зеленограде. В нее вошли 200 серверов, которые «Яндекс» планирует протестировать в своем дата-центре. Следующая партия будет уже больше — она будет состоять из 600 серверов. Ее выпустят на том же производстве в 2022 году.

Совместное предприятие, о котором идет речь, называется ООО «Центр открытых разработок». Половина акций этой компании принадлежит «Яндексу», а оставшаяся часть — «Ланит Венчурс». Gigabyte и ВТБ, по словам Худавердяна, станут совладельцами СП позже.

Глава «Яндекса» не стал уточнять, какими будут доли этих компаний в предприятии, однако заявил, что контрольными долями они располагать не будут. В ВТБ изданию сообщили, что банк станет финансовым соинвестором. Долю кредитной организации в СП ее представитель не раскрыл.

прочитать весь текст

Освоение производства 

Для создания собственных серверов СП будет использовать и другую площадку. Согласно плану, до конца 2022 года производство должны перенести на завод под Рязанью. Партнеры начали строить его в октябре этого года на территории индустриального парка «Рязанский». На начальном этапе они договорились инвестировать в производство свыше миллиарда рублей.

Участники проекта тогда говорили, что рассматривали для площадки разные регионы России. Выбор пал на Рязань в связи с хорошей транспортной доступностью и наличием необходимых коммуникаций. Также немаловажным стало соседство завода с вузами, в которых готовят профильных специалистов. Например, рядом с предприятием находится радиотехнический университет.

«Возможность продавать устройства компаниям, которым необходимы именно российские серверы, — одна из причин строительства завода под Рязанью. Производство в России позволит «Яндексу» быстрее разрабатывать новые серверы для своих нужд и не зависеть от скорости поставок», — добавил Худавердян.

IT-гигант прогнозирует, что в год предприятие сможет выпускать до 60 тысяч серверов. При необходимости его мощности могут увеличить. Также на заводе хотят производить компоненты умных устройств, шлюзы и системы хранения данных и выпускать их под тем же брендом Openyard. 

Помочь другим и себе 

Одна из причин выхода «Яндекса» на новый рынок — ограничения, которые в этом году наложили на госзакупки. В конце августа правительство РФ запретило госорганам закупать иностранные серверы, смарт-карты и светотехническую продукцию. Запрет распространился и на более «бытовую» технику — ноутбуки, компьютеры и планшеты. В отношении остального оборудования ввели правило «второй лишний» — если хотя бы одно предложение подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик должен приобрести именно ее.

Замглавы Минпромторга Василий Шпак тогда признавал, что документ «встретил огромное сопротивление». Тем не менее его приняли как логическое продолжение жесткой политики импортозамещения. «В дальнейшем мы будем продолжать создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники», — пообещал Шпак.

Раньше регулирование госзакупок в части «железа» не было таким жестким. Например, государственные заказчики могли объяснить необходимость купить именно зарубежный продукт в документации. Так, можно было указать, что в России нет собственного оборудования, отвечающего необходимым требованиям. Теперь же разрешение на подобные закупки выдает Минпромторг.

Кроме того, раньше действовало правило «третий лишний». Продукция, на которую не распространялся прямой запрет, могла беспрепятственно участвовать в госзакупках. Исключение составляли лишь случаи, когда в заявках появлялось не менее двух предложений о поставке российского «железа» от разных производителей.

прочитать весь текст

Собственные серверы необходимы и самому «Яндексу». С прошлого года IT-гигант использует исключительно серверы, созданные по собственным дизайну и архитектуре. Серверы из первой партии, созданной СП, также протестируют в дата-центрах «Яндекса» — например, их задействуют для расширения облачной платформы Yandex.Cloud.

Такой подход выгоден для IT-гиганта, отметил Худавердян. По его словам, ежегодно компания обновляет 10% серверов и тратит на это порядка 15 миллиардов рублей. Если бы «Яндекс» закупал чужие серверы, расходы были бы больше на 30-50%. Кроме того, серверы компании потребляют меньше электричества и «оказывают меньше влияния на экологию», уверяет Худавердян. 

Будущее проекта

Решение «Яндекса» выйти на рынок госзаказа — хорошая идея, заявил в беседе с журналом «Компания» гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он напомнил, что «Яндекс» — лидер российского IT-рынка, в распоряжении которого — «громадное» количество ЦОДов и серверов.

«Действительно, есть задача государства перейти на отечественные системы хранения данных, но конкуренция в этом сегменте рынка очень большая. В нем работает очень много игроков», — признал эксперт.

«Безусловно, у «Яндекса» есть ряд ощутимых конкурентных преимуществ, в частности, группа сама может выступать потребителем значимой части своего производства. Добавим к этому и рекламно-маркетинговые возможности «Яндекса» и имеющийся в структуре группы интеллектуальный потенциал», — отметил аналитик агентства MForum analytics Алексей Бойко.

По его словам, в случае с «Яндексом» можно ожидать, что продукты СП будут быстро адаптироваться под меняющиеся требования рынка. Востребованность техники будет зависеть как от политики регулятора, так и самого «Яндекса». Исходя из состава участников СП, Бойко предположил, что серверы, о которых идет речь, будут собираться не на отечественных процессорах. «Если это так, то конкуренция с некоторыми другими участниками рынка будет сложной в сегменте B2G», — допустил он.

Государственный заказ — это минимум 20-30% на рынке серверного оборудования. Потенциально эту долю могут «Яндекс» и его конкуренты, сказал в беседе с Forbes президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев. 

«Компания вполне может рассчитывать на значимую долю рынка хотя бы за счет "самозаказа" серверов под свои нужды. В то же время, конкуренция за других заказчиков B2B и B2G сегмента будет активной, и результаты во многом будут определяться позицией регулятора в отношении продуктов на российских процессорах», — заключил Бойко.