За 30 лет это худший кризис для туротрасли

На рынке туроператоров звучат прогнозы, что число игроков может существенно сократиться. Россияне, так же как и туристы из других стран, откладывают отпускные планы, отказываются от уже купленных туров. Только на итальянском направлении число отказов может дойти до 90 тыс. Какие компании могут не пережить вирус, «Компания» узнала у Дмитрия Горина, советника руководителя Ростуризма, гендиректора холдинга «Випсервис».
Сегодня число туристов сокращается не только из-за коронавируса. Цены на нефть, валютные скачки, психологический страх путешествий — все это отразится на туристической отрасли.
Текущие события будут влиять на отрасль в течение ближайших 6 месяцев.
Предварительные оценки ущерба: падение выездного туризма на 25–50 %в зависимости от направлений, сократится и въездной туризм.
К счастью, мы видим, что Китай эпидемию побеждает, и в скором времени к нам должны вернуться туристы из Юго-Восточной Азии.
Самый сложный период сейчас наступает в Европе: вирус не знает границ и поражает страну за страной. Мы вынуждены, увы, так же как и авиакомпании, сокращать количество рейсов, контрактинг в отелях, рабочее время своих сотрудников.
Италию ежегодно посещают 1 млн туристов, из них 450 тыс. едут организованными группами. Естественно, в начале года у туроператоров еще не было больших продаж, но уже около 90 тыс. человек запланировали отдых и внесли предоплату своих путешествий до конца 2020 года. Как только Италию закрыли, все клиенты пошли к туроператорам с желанием отменить или перебронировать туры.
При этом самим компаниям отели деньги не вернули. Авиакомпании начали возвращать. Мы, кстати, предлагаем для победы над страхом путешествий специальные условия вместе с авиакомпаниями. Делаем билеты возвратными, с оплатой небольшого сбора — от 500 до 1000 руб.
По тем странам, где решением правительственного штаба введены ограничения, а это уже фактически семь государств, авиакомпании с 10 марта разрешают переоформление и возврат авиабилетов, причем до 31 декабря. Это очень важно, потому что люди, которые не могут вернуть предоплату отеля, получают возможность просто перенести поездку даже на более поздние даты.
А вот аннулировать зарубежные путешествия на дальние даты сейчас невыгодно, потому что курс валюты за эти дни изменился практически на 18 %, и человек, купивший тур, например, в ноябре или декабре, просто потеряет то, что он сэкономил по акции раннего бронирования.
Просьбы должны быть обоснованы. С учетом того, что за рубеж у нас путешествует всего 6 % населения, другие налогоплательщики вряд ли обязаны платить за них. Если государство оказывает поддержку, то она должна идти в адрес всего населения.
В сегменте международного туризма можно рассчитывать, наверное, на меры другого характера: определение ситуации форс-мажором, определение четких сроков рекомендаций по ограничению полетов, освобождение туроператоров по выездному туризму от текущих выплат в фонды персональной ответственности и в резервные фонды турпомощи, — в этом Ростуризм поддерживает игроков рынка. Эти вопросы как раз обсуждались на встрече с Зариной Догузовой 2 марта.
Налоговые послабления или даже каникулы — с этим, конечно, сложнее.
Ключевой вопрос поддержки — понятный порядок возврата денег поставщиками друг другу. Ростуризм организовал встречу с Росавиацией, с авиакомпаниями и туроператорами, где обсуждался механизм возврата денежных средств по аннулированным рейсам и целым направлениям.
Моя личная позиция, что пакет субсидий нужно распространять на 53 страны, на которые распространяется электронная виза.

Есть смысл в увеличении количества стран, туристы которых могут воспользоваться этой программой, в росте финансирования программы въездного туризма. Также обсуждается тема субсидирования внутрироссийских чартерных рейсов.
Восстановиться в перспективе нам поможет электронная виза с 1 января 2021 года, которая будет действовать везде, а не только в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Калининграде.
Когда закрывали Китай, тоже был риск для компаний, но пока все нормально.
Бизнес-риски страхуются: у туроператоров есть 2 млрд руб. в Фонде персональной ответственности, 450 млн — в резервном фонде и порядка 16 млрд в страховых фондах.
У многих компаний, которые занимаются организацией путешествий, в собственности есть воздушный флот. Их чартерный парк составляет от 10 до 50 самолетов. У этих же операторов есть собственные гостиницы в России и за границей. Например, «Библио-Глобус», «Алеан», которые управляют крупнейшими отдельными проектами.
В этой ситуации необходимо думать прежде всего о средних и малых компаниях — но это не значит, что они обанкротятся: они более гибкие, им легче сократить количество рабочего времени. У крупных компаний большие затраты по аренде, по ФОТ, по IT...
Выбор осознанный. Сейчас средний чек изменился в пользу внутренних туров. Средний бюджетный пакет стоит 20–25 тыс. руб. на человека внутри России и 35–40 тыс. руб. за ее пределами. Это экономика выбора. Для сравнения, в год 17 млн самостоятельных и организованных граждан выезжают разными способами за границу, а внутри страны только Краснодарский край принимает 17 млн путешественников.
То же, кстати, происходит в США и Китае, где внутренний туризм первичен.
Еще по теме



