Top.Mail.Ru
архив

Заметки о российской свободе печати

По данным Министерства печати РФ, объем рекламы в газетах вырос только за прошлый год на 23%, а в журналах даже на 31%. Для одного года это действительно крупный рост – настоящий бум. В абсолютных величинах это примерно $590 млн. Тенденция сохраняется и в текущем году: за первые шесть месяцев рост составил 16% для газет и 41% для других периодических изданий.

На первый взгляд это говорит о более чем благополучном положении дел на рынке печатных СМИ. Но если приглядеться к статистическим раскладкам, то – как часто бывает – картина предстает не в столь уж радужном свете. В реальности почти половина средств, обеспечивающих этот рост, оседает в кассах так называемых семи сестер, то есть приходится на долю семи самых крупных издательств. А они, в свою очередь, являются акционерными обществами с преобладанием иностранного капитала. Они производят рекламу по законам рынка, которые выстраивают сами, ориентируя потребителя на беззаботное времяпрепровождение, садоводство, светские сплетни из жизни принцев и принцесс, обнаженное женское тело, звезд поп-музыки и т. д. Цель одна – сделать все, чтобы потребитель покупал товары под этим соусом. Ведь реклама каких-то по-настоящему необходимых в повседневной жизни вещей не приносит большой прибыли.

Углубляясь в статистические показатели, мы обнаруживаем, что рынок печатных СМИ переживает серьезные трудности с точки зрения распределения доходов от рекламного бизнеса. Обратим внимание на некоторые цифры. В России официально зарегистрировано 23 446 газет и 13 849 журналов. Как уже отмечалось, поток рекламы нарастает с головокружительной скоростью, но доходы печатных СМИ от рекламы сокращаются. А в результате многие газеты и журналы попросту вынуждены закрываться.

По приблизительным подсчетам, только 10% газет сегодня в состоянии удержаться на плаву без притока внешних капиталов в издательский бизнес. Это означает, что лишь узкий круг изданий может позволить себе вести серьезную информационную работу. Остальные – как резко, но справедливо отметил Алексей Паклин в статье, опубликованной в TheMoscowTimes – «топчутся на панели», то есть продаются тому, кто даст большую цену. Если сделка купли-продажи состоялась, такие издания начинают ретушировать действительность или скатываются до откровенной лжи. Этим отчасти объясняется отвращение, которое нарастает в обществе к политике и общественно значимым проблемам. Нарастает общее разочарование в прежних ценностях. Когда миллионы печатных страниц и десятки тысяч часов телевещания пропагандируют равнодушие, нетрудно догадаться, что в конце концов именно оно и заглушит все остальное. Таким образом формируется общественное мнение. Кстати, это происходит повсеместно, и Россия здесь не исключение.

Просто в России дела обстоят гораздо хуже. Поскольку, с одной стороны, так Россия впитывает в себя все негативное, что есть в западной культуре и западном образе жизни, а с другой – только иностранные капиталы могут дать жизнь «серьезным» печатным изданиям, поскольку никто, кроме них, не может оградить печатные СМИ от давления со стороны местных властей.

Нам искренно хотелось бы воскликнуть: «Какое счастье, что есть такие капиталы!» В каком-то смысле такой оптимизм может показаться оправданным. Но в этом случае придется расстаться с надеждой на подлинно свободную и независимую информацию в России. Поэтому прав Алексей Паклин, когда он говорит, что российский читатель оказался между молотом и наковальней. В роли наковальни выступают причесанные на западный манер иллюстрированные журналы, в роли молота – российские издания, финансируемые властью и олигархами, которые стремятся «превратить читателя в политического кретина».

Еще по теме