Top.Mail.Ru
архив

Западный ветер

Гендиректоров, топ-менеджеров и просто специалистов, воспитанных на западной корпоративной культуре, в российских компаниях становится все больше. Что бы ни происходило с отечественной экономикой, приток таких кадров только увеличивается.

В 1993 году, когда в России встали на ноги первые серьезные компании, появились и первые заказы на специалистов западного закала. Более или менее регулярный спрос на таких профессионалов сформировался несколько позже - в 1995-м. В стране появились крупные компании. На российский рынок в большом количестве стали проникать компании иностранные, где и ковались менеджеры-"западники".

"С 1995 года российские компании стали обращаться к рекрутерам с просьбами подобрать для них руководящий персонал с опытом работы в западных компаниях, - вспоминает Татьяна Кузнецова, директор кадрового агентства Eurospan. - Стало понятно, что бизнесу нужны профессиональные управленцы".

"В середине 90-х годов таких специалистов можно было найти прежде всего в западных фирмах и представительствах, - говорит Валерий Поляков, президент кадровой компании "Метрополис". - За 3 - 4 года люди набирались в них западного опыта и успевали подняться на высокие позиции".

Почему российские фирмы заинтересовались профессионалами, "окультуренными" в западных офисах?

Первая причина - освоение компаниями новых видов деятельности. Причина вторая - выход крупных фирм на международный рынок. В частности, специалистов с опытом работы за границей или в московских офисах западных компаний стали активно нанимать банки.

Третья причина - показуха. Некоторые компании брали на работу весьма опытных менеджеров, но использовали их исключительно в качестве свадебных генералов, чтобы прибавить компании солидности в глазах западных коллег и партнеров.

Четвертая причина - кризис управления. Крупные российские компании ощутили необходимость в постановке западного менеджмента, в создании четких корпоративных правил и культуры. Просто фирмы доросли до той планки, за которой хаотическое управление переставало приносить результат.

Наем "западников" отчасти облагородил рынок труда. Некоторые компании, например, стали вводить систему "компенсационных пакетов", увеличивать зарплату персоналу и вообще приличнее вести себя по отношению к сотрудникам.

Часть менеджеров-"западников" отреагировали на зов "родных работодателей" с энтузиазмом. Ведь в отечественных фирмах возможностей для карьерного роста гораздо больше, чем в западных компаниях.

Однако настоящий бум спроса на специалистов с западным бэкграундом пришелся, как это ни странно, на кризисный 1998 год. Вот самое распространенное объяснение этой тенденции.

После сокращения количества западных компаний на нашем рынке и увольнения части сотрудников на рынке труда просто оказалось много незанятых специалистов-"западников". Говорят, что, оставшись не у дел, они стали куда сговорчивее с отечественными работодателями. Дескать, российские компании, поняв, что теперь за небольшие деньги можно получить отличных специалистов, стали предпочитать "западников".

Однако спрос на "западников" резко возрос еще до кризиса - весной 1998 года. Как быть с этим фактом? По мнению многих специалистов, дело здесь вовсе не в пресловутом 17 августа 1998 года.

"Мне кажется, что причина всплеска спроса на "западников" кроется не в макроэкономической ситуации, а в разнице между бизнесом предпринимательским и корпоративным, - говорит Татьяна Кузнецова. - Первый постепенно перерастает себя и приобретает черты второго. Поэтому у компаний возникает надобность в проверенных западных методах управления"

"Кризис, конечно, повлиял на этот сектор рынка труда. Но лишь опосредованно, - считает Александр Тыщенко, учредитель рекрутинговой компании "Арси-нал". - Российские компании пришли наконец к выводу, что помимо зарплаты нужно определять для сотрудников и другие ценности. Генеральных директоров, топ-менеджеров, специалистов западной ориентации стали приглашать для создания в компаниях здоровой корпоративной культуры".

Интерес к управленцам западной ориентации за этот год особенно возрос в компаниях, работающих в сфере услуг. В этих секторах рынка наиболее мощная конкуренция.

Со временем, однако, выяснилось, что западный опыт сам по себе еще не гарантирует менеджеру успешной работы в отечественной компании. Слишком много различий между российской и западной традициями ведения бизнеса. Поэтому в последние месяцы рождается новая тенденция - наем "западников", уже имеющих опыт работы и в российских фирмах.

"Важно, чтобы западные образование и опыт специалиста были уже апробированы на российском рынке, - считает Елена Будинайте, консультант "Бизнес консалтинг груп". - Иногда какого-нибудь иностранного финдиректора или гендиректора слишком поспешно принимают в российскую компанию. Чисто теоретически он в своей области ас. Но здесь совсем другие условия".

Еще по теме