Top.Mail.Ru
архив

"Золотые руки" Кремля

"Золотые руки! К чему ни прикоснется - все горит". Это восклицание Маргариты Павловны из "Покровских ворот" вполне можно переадресовать Кремлю. Попытки президентского окружения повторить подвиг 96-го года и сформировать в преддверии выборов новую когорту преданных олигархов вредят прежде всего самим кандидатам в олигархи.

На прошлой неделе довольно серьезные проблемы возникли у двух банков, которые после прошлогоднего кризиса не без оснований считались лидерами отечественного финансового рынка. МДМ-банк подвергся массированной атаке СМИ, близких к московскому мэру. Глава банка Андрей Мельниченко вынужден был даже отменить запланированную четырьмя днями ранее пресс-конференцию. И вместо малообременительного общения с журналистами должен был объясняться с представителями западных банков-контрагентов.

Еще больше не повезло Собинбанку. В один из его офисов нагрянули представители столичного ГУБЭПа. Правоохранительные органы вроде бы искали в "собиновском" депозитарном хранилище документы, относящиеся к незаконной деятельности Фламинго-банка, которым на днях заинтересовалась Генпрокуратура. (Как утверждают источники "Ко" в правоохранительных органах, "Фламинго" подозревается в операциях по отмыванию денег с участием небезызвестной фирмы Benex. Хотя официально Генпрокуратура отвергает связь дела "Фламинго" со скандалом вокруг Bank of New York.)

На первый взгляд не совсем ясно, с чего бы это московские власти так ополчились именно на МДМ и "Собин". Первый вроде бы всегда декларировал свою политическую неангажированность и старался оставаться в стороне от каких бы то ни было политических группировок. Второй и вовсе является уполномоченным банком любимого детища Юрия Лужкова - "Манежной площади" (ей принадлежит 20% "Собина"). Довольно плотно и небезуспешно работает с департаментом внебюджетного финансирования правительства Москвы. Ну и наконец, обслуживает часть счетов близкой к блоку "Отечество - вся Россия" нефтяной компании "ЛУКойл", также крупного акционера банка.

Но конкурентная борьба, равно как и в принципе объяснимое для любого бизнесмена нежелание класть яйца в одну корзину, привела эти банки, как выясняется, к роковому для них шагу. С недавних пор они заметно активизировали сотрудничество с главой фактически обанкротившегося банка "КОПФ" Александром Мамутом. Хотя дела "КОПФ" обстоят неважнецки (банк уже который месяц удерживает лидерство в рейтинге кредитных учреждений с наибольшим отрицательным капиталом), сам Мамут имеет репутацию весьма влиятельного и небесталанного финансиста. По мнению некоторых наблюдателей, он наряду с Татьяной Дьяченко, Валентином Юмашевым и Романом Абрамовичем входит в так называемый первый круг Кремля.

Преувеличена роль Мамута или нет, но, видимо, неспроста его в свое время прочили на пост главы Внешэкономбанка. А "КОПФ" в ходе приватизации "Сибнефти" фигурировал как одна из структур, представляющих интересы Бориса Березовского.

Наконец, по странному стечению обстоятельств в мае прошлого года еще мало известный и не обладающий развитой филиальной сетью Собинбанк, в совет директоров которого входил Александр Мамут, получил в результате тендера счета трех таможен, опередив таких "монстров" того времени, как Автобанк, Альфа-банк и "Российский кредит". Надо ли говорить, что таможенные деньги в немалой степени способствовали дальнейшему вознесению "Собина".

И, наверное, не случайно в этом году в преддверии очередного таможенного тендера "собиновскому" опыту решил последовать МДМ-банк. Как только Александр Мамут возглавил наблюдательный совет МДМ, этому банку были переданы счета энергетической таможни, через которую проходит 5% всех платежей ГТК (ранее их обслуживала МФК).

В свою очередь Собинбанк, довольно жестко конкурирующий с МДМ-банком, явно не желал ему уступать. (Тем более что, как утверждает глава МДМ Андрей Мельниченко, в августе Мамут вышел из совета директоров "Собина".) И попытался вернуть доверие высокого кремлевского покровителя. Недавно "Собин" зарегистрировал проспект третьей эмиссии. Как следует из этого документа, в результате предстоящей эмиссии доля нынешних основных акционеров банка, в том числе и пролужковских структур, сокращается вдвое. Ряд косвенных признаков позволяет предположить, что руководство Собинбанка освобождает место для компаний, близких к Мамуту.

Кремлю явно выгодно, что два наиболее динамично развивающихся банка оказываются фактически под его контролем. И взамен он явно не прочь накачать преданные банки столь важными с финансовой и политической точки зрения ресурсами, как средства таможни. (Помимо передачи счетов энергетической таможни МДМ-банку произошла еще и негласная передача счетов Центральной акцизной таможни "Собину".)

Но такое положение вещей, очевидно, не устраивает Юрия Лужкова. Тем более что от такой накачки страдают близкие к нему банки. В частности, "Мост". (Подробнее см. "Компания-Банки" №9 в "Ко" №35 от 4.10.99.)

Помимо околотаможенных битв существует и еще один примечательный момент. В конце октября должен состояться конкурс по продаже 9-процентного пакета акций "ЛУКойла". Начальная цена пакета эквивалентна $200 млн. Задаток - $40 млн. Прием же денежных средств в оплату акций осуществляют четыре банка: Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), Росбанк, МДМ-банк и Собинбанк. Надо ли говорить, как важно позиционирование этих банков для структур, желающих купить себе "немножечко Алекперова". Особенно в свете разговоров о том, что Кремль потихоньку переманивает крупнейшую нефтяную компанию в ряды своих сторонников. (Ярчайший пример - назначение бывшего вице-президента "ЛУКойла" Семена Вайнштока президентом "Транснефти".)

До недавнего времени расклад был таков. Росбанк после примирения Владимира Гусинского и Владимира Потанина тяготеет к лужковско-примаковскому блоку. ВБРР опекается главой Совета Федерации Егором Строевым, которого также нельзя назвать абсолютным сторонником Кремля. К тому же президент ВБРР Дмитрий Титов ранее возглавлял Мосводоканалбанк, а значит, он явно не чужой Юрию Лужкову человек. Оставались МДМ-банк и "Собин".

Наверное, поэтому в тот же день, когда были названы банки, которые будут принимать заявки на "лукойловский" конкурс, МДМ-банк выступил с пафосным заявлением о том, что он "может стать очередной мишенью пропагандистских войн". Оно и понятно. Снаряды ложились совсем близко. К тому времени набирающий обороты скандал с Bank of New York уже ударил по "Собину" (см. "Ко" №32 от 13.09.99). Кстати, BONY помимо всего прочего является номинальным держателем 28,2% акций "ЛУКойла", что наводит на странные мысли об истинных причинах этого скандала. Однако "Собин" в отличие от своего "побратима" молчал. Очевидно, надеялся отсидеться в тени, пройти меж двух огней. Не удалось. Тяжела она, шапка Мономаха.

Еще по теме