Top.Mail.Ru
архив

Защитник и нападающий

В Америке шутят, что акулы не едят юристов из профессиональной солидарности. Сейчас эта шутка становится актуальной и для России – например, большинство недружественных поглощений произошли благодаря юридическим «ловушкам». Растет роль юриста и в «мирной» деятельности компании.

 

Еще десять лет назад все спорные вопросы между компаниями решались путем личных переговоров владельцев или с помощью «крыш». Юристы же отслеживали правильность контрактов и занимались прочей текучкой. Сейчас их функции в компании заметно расширились.

«Раньше многие российские фирмы воспринимали юриста как человека, составляющего контракты, и не ждали от него видения бизнеса в целом, – говорит консультант компании MorganHunt Карина Задвина. – Теперь все больше компаний рассматривают юриста как члена команды, который может двигать бизнес, участвовать в выработке стратегии».

По мнению партнера хедхантинговой компании Pynes & Moerner Максима Горцакаляна, спрос на хороших юристов вырос за несколько лет многократно. «Наиболее продвинутые компании советуются с юристом по каждой текущей проблеме и по вопросам общей стратегии. В результате российских компаний с сильными юридическими департаментами становится все больше», – отмечает Горцакалян.

 

Противопожарная профессия

Иногда руководство стремится заполучить сильного юриста, потому чтонедовольно существующим юридическим сопровождением. Поводом может стать большое количество проигранных в судах дел, долгая работа с документами в юридическом отделе, необходимость перепроверки договоров руководителем. Чем крупнее бизнес, тем нужнее компании качественная юридическая услуга. «Если компания выполняет проект стоимостью $200 млн, ей лучше взять высококвалифицированного юриста за $150 000 в год, чем потерять гораздо большую сумму из-за юридической ошибки. В головах руководителей постепенно меняется представление о юристе – из человека, который тушит пожары, он превратился в человека, который их не допускает. Соответственно растет и его рыночная стоимость», – считает Федор Шеберстов, партнер Pynes & Moerner.

Все чаще поводом для усиления юридической службы является не наличие «болевой точки», а развитие бизнеса – потребность в привлечении капитала, выход на новые рынки, приобретение новых активов. «Крупные игроки развивают свой бизнес зачастую путем недружественного поглощения предприятий, поэтому в департаментах поглощения весьма высок спрос на юристов», – полагает руководитель юридического направления рекрутинговой компании «Империя кадров» Ульяна Климова. По ее наблюдениям, в России востребованы также юристы, специализирующиеся на вопросах, связанных с недвижимостью. Все хедхантеры отмечают, что растет спрос и на профессионалов в области интеллектуальной собственности.

 

Руки помощи

Услуги хорошего юриста – достаточно дорогое удовольствие. Создание сильного юридического департамента может стоить компании от $100 000 до $1 млн. Зарплаты лучших корпоративных юристов достигают $500 000 – 800 000 в год. Гонорар внешнего юриста – от $50 до $1000 за час работы. Сейчас в России работают около 40 международных фирм высокого уровня – таких, как Baker & McKenzie, CliffordChance и др., и порядка 100 серьезных российских компаний.

Для того чтобы понять, нужен ли компании дорогой юрист или привлеченная юридическая фирма с именем, необходимо точно просчитать, сколько производство теряет от некачественного юридического сопровождения и во сколько обойдутся специалисты. По словам Карины Задвиной, поводом для поиска собственного юриста может стать и осознание того, что фирма слишком много средств расходует на внешних юристов.

Каждая из компаний выбирает свой путь. «Вимм-Билль-Данн», например, в основном справляется своими силами, привлекая юридические фирмы лишь для выполнения конкретных проектов. По словам директора юридического департамента ВБД Сергея Стяжкина, сотрудничество с юридической фирмой целесообразно, когда возникает принципиально новая проблема или когда поджимают сроки. Иногда экспертное заключение независимой юридической фирмы – принципиальное требование при заключении сделки.

Многие компании работают с юридическими фирмами на постоянной основе. Так, Ernst & Young постоянно сотрудничает с Coca-Cola, ЗАО «Консалтинг» занимается полным юридическим обеспечением компаний, входящих в «Гута-групп». Преимущество юридической фирмы – в разносторонней подготовке ее специалистов. «Мы предпочитаем работать с крупной юридической фирмой, – говорит руководитель отдела по подбору персонала «Росинтер Ресторанс» Лариса Вакуленко. – Наша компания быстро развивает разные направления бизнеса, поэтому ей нужны юристы различной специализации. Юридическая компания предоставляет нам профессионалов разного профиля». Это, кстати, одна из причин, по которой опыт работы в юридической фирме часто является обязательным условием для кандидатов на позицию корпоративного юриста.

 

Идеальный кандидат

Общие требования к кандидату на позицию юриста мало чем отличаются от требований к любому другому специалисту. На первом месте – хорошее образование. «Хотя самородки не перевелись, для юристов важна системность полученных знаний. В стране есть с десяток вузов, где готовят юристов высокого уровня. Причем речь идет не только о столичных вузах. Хорошие школы есть в Екатеринбурге, Питере, Саратове, – отмечает Максим Горцакалян. – Что касается западного образования, то, несмотря на его очевидную пользу при сопровождении крупных международных проектов, для решения сугубо российских задач оно не слишком подходит».

При выборе юриста работодатель обычно смотрит на то, что кандидат реально сделал на прошлом месте и при каких обстоятельствах. Иногда степень его участия в крупной сделке, заявленной в резюме, может быть невелика. В то же время полное сопровождение небольшого (с точки зрения стоимости) проекта наглядно свидетельствует о деловых качествах кандидата.

В зависимости от конкретной задачи профессиональные требования к юристу меняются. Если компания много судится, ей нужен специалист по арбитражному праву, хорошо знакомый с практикой судебной системы. «Если компания готовится к размещению акций на международных рынках, ей нужен юрист с зарубежным опытом, поскольку он будет одним из ее представителей на Западе и должен говорить на понятном для иностранных коллег языке», – замечает Карина Задвина.

По словам Федора Шеберстова, в некоторых случаях компании требуется не столько высокопрофессиональный юрист, сколько талантливый администратор и стратег, способный выстроить или перестроить юридическую службу в целом. Идеальный результат – создание надежной системы защиты от рисков. «У нас был заказ от одной из крупнейших российских корпораций, где профессионализм в списке требований значился лишь на шестом месте, – говорит консультант. – Гораздо важнее были дипломатические качества кандидата, лояльность первому лицу корпорации, умение вести переговоры».

В свою очередь, и компания должна быть готова к запросам правоведа. Как считает Карина Задвина: «Юриста сложно увольнять и сложно нанимать – то, что другие менеджеры принимают на веру, он склонен перепроверять. Специалисты этого профиля требуют документального подтверждения обещаниям – все, что сказано на словах о правах, обязанностях и вознаграждении, должно быть подтверждено в трудовом контракте. Они хотят максимальной прозрачности компании, открытости руководства».

Зачастую «звездный» юрист участвует в акционерном капитале, и его доход зависит от успешности фирмы. «Эти затраты оправданны, – говорит Максим Горцакалян из Pynes & Moerner. – Стоимость юридических услуг в пересчете на каждый баррель нефти или на единицу любой другой продукции напрямую коррелирует со стоимостью самой компании».

Впрочем, если бюджет и требования, предъявляемые к кандидату, адекватны, найти юриста несложно.

Еще по теме