Top.Mail.Ru
архив

Зеленые игры

Уроженец Польши и гражданин Австралии Войцех Пьетраник, разработавший дизайн олимпийских наград Сиднея-2000, признался как-то, что трудился над этим заказом семь лет - с того самого дня, когда было принято решение о том, что эти Игры пройдут на его новой родине. Медали удались на славу, говорят даже, что они зададут новое направление дизайну спортивных наград. Но недавно гордость австралийцев уступила место смущению: кто-то заметил, что вместо древнегреческих арен частью оформления медалей выступил римский Колизей. Менять что-либо было поздно: все медали уже давно отчеканены и вот-вот обретут своих обладателей. На первый взгляд эта ошибка не столько скандальна, сколько курьезна. На второй - нагружена столь глубоким символизмом, что непонятно, как его выдержит тонкая муаровая лента. Из придуманного в Древней Греции состязания тренированных тел и умов Олимпиада превратилась в зрелище, вплотную примыкающее к увеселяющим публику гладиаторским боям.

"Праздник спорта и дружбы", "быстрее, выше, сильнее", "спор лучших атлетов", "война без оружия", "противостояние супердержав"… Эти классические идиомы выглядят сегодня если не мертвыми клише, то уж двусмысленностями вроде того рекламного слогана компании, торгующей ботинками: "Мы обуем всю Россию!" Олимпиада сегодня - первостатейное коммерческое предприятие, имеющее своей миссией финансовые доходы и исправно их приносящее. Отцы современных Олимпиад, конечно, чтят кубертеновскую романтику и свято оберегают некоторые ритуалы (отсутствие рекламы на аренах и каких бы то ни было призовых победителям; расселение всех участников не по дорогим пятизвездочным виллам, а в одну скромную олимпийскую деревню). Олимпиады гораздо меньше походят на эстрадные мероприятия, чем профессиональные футбольные или хоккейные лиги. Однако декларируемая антикоммерческая направленность как раз и наделяет Олимпийские игры коммерческим потенциалом, ибо зрители проявляют к ним огромное внимание. А это в нынешней реальности, сделавшей зрелище товаром, означает и огромные доходы.

За 20 лет правления Хуана-Антонио Самаранча Международный олимпийский комитет (МОК) из авторитетной, но "свадебно-генеральской" по своим функциям общественной организации превратился в мощную корпорацию с ежегодным оборотом в миллиарды долларов. Основной субъект "производства" и "продаж" МОК - именно Олимпийские игры. Беспрецедентный рейтинг олимпийских телетрансляций (ожидается, что с той или иной регулярностью репортажи из Сиднея будут смотреть 3,7 млрд человек), большой интерес к Играм со стороны активных социальных слоев превращает их в крайне выгодный товар. За продажу прав на трансляцию пяти ближайших Олимпиад - трех летних и двух зимних, что пройдут с 2000 по 2008 год, - МОК выручил $8 млрд. Часть этих денег МОК перечислит организаторам Игр, несущим основные расходы. Еще больше средств будут поделены между сонмом федераций по видам спорта (больше всего получит "королева" - легкая атлетика) и национальных олимпийских комитетов (самые большие куски пирога получат США и Россия). А еще чуть-чуть (чуть-чуть от восьми миллиардов - это все равно много) МОК оставит на собственные благотворительные и антидопинговые программы.

Впрочем, телевизионные компании, затратившие астрономические суммы на "картинку", внакладе не останутся. Об этом говорит обнародованная недавно олимпийская бухгалтерия главного бродкастера Игр - американского телеканала NBC. За эксклюзивные права показать Соединенным Штатам их прогнозируемый триумф в Сиднее-2000 NBC выложила $705 млн. А контрактов на показ рекламы во время олимпийских трансляций заключила на $900 млн. Прекрасной иллюстрацией тезиса о том, что Олимпиады проводятся отнюдь не только для олимпийцев, станут следующие цифры: NBC делегирует в Сидней около 2000 своих сотрудников. Эта цифра почти в четыре раза превышает количество американских спортсменов-олимпийцев. Британская BBC откомандировала в Австралию 500 журналистов, тогда как вся Британия привезет на Зеленый континент лишь 310 атлетов. По словам одного из руководителей компании, один час трансляций BBC из Сиднея, учитывая затраты на покупку прав и организацию сигнала, будет стоить $104 тыс., а значит, окупится уже одной минутой рекламы.

Второй по значимости статьей олимпийских доходов станут перечисления от 60 спонсоров. Формально Игры имеют ограниченные рекламные возможности (внутри олимпийских объектов, как уже говорилось, рекламу не размещают), но тем не менее чрезвычайно хорошо отражаются на имидже не поскупившихся на деньги компаний. Тем паче что оргкомитет Сиднея-2000 клятвенно заверил своих партнеров, что история Атланты-96 (тогда рекламными возможностями Олимпиады сумели воспользоваться отнюдь не только дорого заплатившие за свой статус официальные спонсоры) не повторится.

Третья статья олимпийских доходов - продажа билетов. Если будут реализованы планы организаторов распространить 9 млн билетов, то получится тоже очень приличная сумма, ибо стоимость заветных квитков отнюдь не символическая. Самый дешевый билет на церемонию открытия Игр стоит $105, самый дорогой - $1382. Не назвать дешевыми и билеты на баскетбол (от $45 до $455), бокс ($45 - $355), легкую атлетику ($35 - $455), тяжелую атлетику ($65 - $205), пляжный волейбол ($65 - $165) и гимнастику (от $10 до $455). Доступнее всего билеты на триатлон ($10 - $65), софтбол ($10 - $65), современное пятиборье ($10 - $65), греблю ($10 - $80) и, как ни странно, волейбол ($19 - $65).

Общий же бюджет Игр в Сиднее - $1,32 млрд. Это без учета затрат правительства Австралии на поддержание правопорядка во время Игр и дополнительных выплат работникам, которые будут вынуждены трудиться внеурочно. Зато в бюджете учтен такой беспрецедентно широкий жест организаторов, как компенсация всех затрат на участие спортсменов и официальных лиц в Играх. Проживание и питание в Олимпийской деревне для них были бесплатными всегда, но теперь оргкомитет Игр обязуется компенсировать еще и затраты на перелет каждого из них в Сидней. Эта льгота, кстати, была одним из козырей Сиднея во время выборов столицы Олимпиады-2000. Кстати, и сама Олимпийская деревня на 15 тысяч атлетов, обошедшаяся организаторам в $36 млн, уже практически распродана: сразу после Игр ее заселят сиднейские новоселы и различные компании. Заметим также, что все приведенные выше цифры (суммы доходов от телевидения, спонсоров и продажи билетов) рекордны. Так что в ответ на заявление австралийского Greenpeace о том, что "эти Игры будут самыми зелеными", так и подмывает скаламбурить.

Можно спорить о том, хорошо ли превращение спорта в бизнес или плохо, но противостоять этому уже невозможно. Да и потом - поди поспорь с профессиональными спортсменами, которых финансовое становление спорта сделало состоятельными людьми. В свое время лучшему атлету первой половины XX века американцу Джесси Оуэнсу, четырехкратному олимпийскому чемпиону Олимпиады-36, пришлось покинуть любительский спорт в расцвете сил. Не великие олимпийские победы, а потешные и отчасти унизительные забеги наперегонки с пони, лошадьми и кенгуру помогли ему в ту некоммерческую пору прокормить себя и свою семью. Рассказ об этом изрядно повеселил бы, к примеру, многократного олимпийского чемпиона 80-х Карла Льюиса, чье состояние оценивается в $120 млн. Ну а самого богатого спортсмена мира - великого баскетболиста Майкла Джордана - эта история даже не заинтересует. Когда человек обладает состоянием в $860 млн, ему не до истории.

Шесть верных способов заработать на Олимпиаде

1. Стать участником Игр. Олимпиада - некоммерческое соревнование, и призовые за победу в этом турнире не выплачиваются. Зато каждая страна щедро премирует своих спортсменов, ставших призерами Игр. Золото в разных странах "оценивают" по-разному: от $9 тыс. в Северной Корее, национальный олимпийский комитет которой уверяет, что главное для корейских спортсменов не деньги, а любовь к стране, - до $1 млн в Греции, где есть все, кроме достаточного количества олимпийских чемпионов. Серебро и бронза "стоят" соответственно в два-три раза меньше. Кое-где неплохо премируют и за иные почетные места, вплоть до восьмого. Помимо спортсмена щедрое вознаграждение получает и его тренер. Российские чемпионы Сиднея заработают по $50 тыс., обладатели серебряных наград - $20 тыс., бронзовые призеры - по $10 тыс.

2. Стать организатором Игр. Последнее десятилетие превратило проведение Олимпиад из просто прибыльного дела в суперприбыльное. Затраты организаторов Игр неизменно с лихвой окупаются эффектом от их проведения. Недаром олимпийские и другие спортивные "тендеры" практически всегда сопровождаются ажиотажем и скандалами похлеще, чем аукцион по продаже акций "Связьинвеста". С той или иной степенью преувеличения можно сказать, что американский Солт-Лейк-Сити фактически купил зимнюю Олимпиаду-2002, а Германия - чемпионат мира по футболу 2006 года.

3. Стать спонсором Игр. Спорт - отменный рекламоноситель, особенно в пору Олимпиад. Титул "спонсора Игр" стоит дорого, но приносимый им эффект - еще дороже.

4. Стать бродкастером Игр. Сложно найти товар, который бы за последние 20 лет вырос в цене так же, как подорожали права на трансляцию Олимпиад. Однако никто из потратившихся компаний пока не разорился: реклама, размещаемая в олимпийских трансляциях, окупает эти расходы с лихвой.

5. Стать бизнесменом в олимпийском городе. Как показывает опыт последних Олимпиад, средний уровень цен на товары и услуги в столицах Игр поднимается в полтора-два раза. Сотни тысяч туристов приносят рестораторам и таксистам солидные барыши.

6. Стать членом исполкома МОК. Как удалось выяснить в результате расследования, общая сумма взяток членам исполкома МОК от организаторов Олимпиады в Солт-Лейк-Сити составила $1,2 млн. И попытками так или иначе заинтересовать выбирающих место проведения Игр чиновников грешат практически все города-претенденты. Впрочем, данный способ извлечения доходов из Олимпиад в отличие от всех предыдущих все же не вполне законен.

Еще по теме