Зерно раздора: мир вновь заговорил о голоде
Третий всадник Апокалипсиса — голод — не заставил себя долго ждать. Продовольственный кризис вдруг стал неотъемлемой частью мировой повестки, и о грядущем голоде в буквальном его смысле заговорили все — от МВФ до ООН. Спровоцированный конфликтом между Россией и Украиной, помноженным на беспрецедентные санкции, продовольственный кризис не грозит самим этим странам. От него пострадают, как обычно, беднейшие страны третьего мира.
Опасения по поводу грядущего продовольственного кризиса зазвучали почти в самом начале спецоперации на Украине. И это неудивительно — ведь сторонами конфликта стали две страны, на которые приходится порядка трети мирового экспорта масличных и зерна.
«На Россию и Украину совместно приходится около 29% мирового экспорта пшеницы и около 63% — подсолнечного масла», — говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам». Россия поставляет за рубеж больше пшеницы, а Украина — более дешевых кукурузы и ячменя.
В то, что поставки российской продукции за рубеж ограничат, эксперты не верили до последнего. «В мире не принято ограничивать передвижение продовольствия. Даже при самых жестких санкциях продовольственные потоки всегда оставались», — говорил в начале февраля Леонид Холод, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Однако реальность оказалась иной: уже в период с начала спецоперации по 4 марта поставки зерновых из РФ, по данным Союза экспортеров зерна, составили лишь около четверти от показателей за аналогичный прошлогодний период. К новым сделкам не были готовы ни покупатели, ни экспортеры, потому как гарантировать бесперебойные поставки и расчеты за отгруженное зерно никто не мог.
«В ход пошли санкции, которые операторы и транспортные компании наложили на себя добровольно», — говорит Холод. В МИД России поясняли, что прямого запрета на поставки продовольствия из страны нет, однако есть ограничения, сильно их усложняющие. «Есть вопросы, связанные с проплатой таких поставок, со страховками, с доступом российских кораблей в европейские и другие порты, а европейских — в наши порты», — говорил в мае замминистра Андрей Руденко.
Под тенью санкций
Хотя санкции в отношении России вводятся в основном с Запада, наиболее активно российскую пшеницу закупают не там. Основные импортеры этого продукта — Ближний Восток, Северная Африка и страны Азии. По данным ФТС, в июле — январе сезона 2021/22 в этом списке лидировала Турция, закупившая у РФ 4,58 млн тонн пшеницы. На втором месте расположился Иран, а на третьем — Египет, закупившие 3,84 млн тонн и 3,53 млн тонн соответственно.
В десятку главных импортеров российской пшеницы входят также Саудовская Аравия, Нигерия, Сирия, Латвия и Судан. Среди стран ЕАЭС ее закупают Армения, Казахстан и Киргизия. Правда, в марте Россия, опасаясь за собственных потребителей, временно запретила вывозить зерновые в государства Союза.
И хотя прямого запрета нет, есть тень от санкций — многие логистические компании не хотят работать с Россией, докеры — разгружать или загружать российскую продукцию, а кто-то не пускает в свои порты суда под российскими флагами.
Соответственно, уже заключенные контракты исполняются, но с логистическими и платежными ограничениями, что создает массу финансовых и временных издержек.
Россия занимает первое место по экспорту пшеницы и входит в топ-3 стран по объемам ее производства. В последние годы она с падением показателей, но все же удерживала первую строчку в рейтинге экспортеров. В сезоне 2017/18 Россия поставила за рубеж 40,449 млн тонн пшеницы, затем — 35,2 млн тонн, а еще через сезон — 34,19 млн тонн.
Помимо «санкций против зерна», продовольственный коллапс определяют еще несколько факторов. Это рост цен на газ, из-за которого часть европейских заводов по выпуску минеральных удобрений остановились, и санкции против российских агрохимикатов. С падением поставок российских удобрений уже к маю столкнулись Бразилия, Индия, Китай, Бангладеш и практически вся Африка, их почувствовали и Соединенные Штаты, и Евросоюз.
«В результате над всей планетой нависла реальная угроза голода — поставки минеральных удобрений из России идут с трудом, то же самое происходит с зерном, цены на них высокие», — отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Индийский эрзац
Что касается Украины, то ее зерно активнее всего закупают Китай, Египет и Турция, но в условиях спецоперации экспорт из страны значительно сократился. ООН сообщала о невозможности использовать около 4,5 млн тонн зерна, которые находятся в украинских портах. Госсекретарь США Энтони Блинкен, в свою очередь, сообщал о 20 млн тонн заблокированной в стране пшеницы, а президент Украины Владимир Зеленский называл еще более драматичные цифры. По его словам, к началу июня в стране было заблокировано от 20 до 25 млн тонн сельхозпродукции (зерна, кукурузы, ячменя и подсолнечного масла).
По утверждениям западных политиков, поставкам украинского зерна на мировые рынки препятствовала Россия, устроившая «военно-морскую блокаду Украины», однако в Москве эти обвинения отрицали. Так, глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что Украина сама заминировала собственные порты, через которые могла бы идти транспортировка.
Еще одной проблемой, усугубляющей продовольственный кризис, стала позиция индийских властей. Не так давно эта страна, занимающая второе место по производству пшеницы в мире, обещала заместить сырье, которое рынок недополучает из-за конфликта России и Украины.
Надежду на это выражали многие — планировалось, что экспорт пшеницы из Индии в сезоне 2022/23 достигнет рекордных 10 млн тонн. Речь шла о будущих поставках из Индии в Марокко, Тунис, Ливан, Алжир, Турцию, а один из важных партнеров России и Украины — Египет — дал официальное согласие закупать индийскую пшеницу. Но власти Индии резко сменили курс — страна ограничила вывоз пшеницы, а также муки и манной крупы, объяснив это соображениями безопасности и попыткой защитить своих потребителей на фоне роста цен на продукты. Индия пообещала сохранить поставки лишь в соседние Непал, Бангладеш и Шри-Ланку (то есть в те страны, кому поставки нужны для обеспечения продбезопасности). На этих новостях цены на пшеницу в Европе взлетели до исторически максимальных €35 за тонну.
Санкционное потепление
В июле в ситуации с зерном в мире все же наметилось потепление. В первую очередь вопрос решался с заблокированным украинским зерном.
13 июля делегации России, Украины, а также Турции и представители ООН встретились в Стамбуле. Практически сразу после этого было сказано о прогрессе и «позитивной и конструктивной атмосфере» переговоров.
Неделей позже было опубликовано официальное решение: украинское зерно решили вывозить из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный». Транспортировать его запланировали по безопасному коридору, а наблюдать за процессом должен был координационный центр под эгидой ООН. Сделку заключили на 120 дней с возможностью продления. Источник ТАСС в Стамбуле тогда утверждал, что соглашение позволит доставить на мировой рынок не менее 25 млн тонн зерна.
Параллельно серьезные подвижки случились в санкционной политике США и ЕС. В рамках седьмого пакета санкций Евросоюз вывел из-под ограничений сделки с Россией, касающиеся экспорта сельхозпродукции. Ограничениями пообещали не затрагивать и удобрения, «во избежание любых возможных негативных последствий для продбезопасности в мире». Незадолго до этого США разрешили проводить операции, связанные с продовольствием, посевными материалами и удобрениями из РФ, а в ЕС начали обсуждать разблокировку части активов российских банков, которая способствовала бы экспорту продовольствия.
Леонид Холод считает снятие платежной проблемы большим прорывом и надеется, что следующим шагом станет решение проблем с логистикой в европейских портах.
Будет ли голод?
Так будет ли мировой голод? Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк призывают мировое сообщество срочно принять меры по обеспечению продбезопасности, а среди причин, которые ведут мир к голоду, называют не только СВО, но и затянувшуюся пандемию, изменение климата и растущую нестабильность, которая причиняет людям по всеми миру «постоянный ущерб». В Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) отмечают, что в ближайший 2022–23 сельхозгод на фоне геополитики число голодающих в африканских странах южнее Сахары, на Ближнем Востоке и в Северной Африке может увеличиться на 1–2 %. В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель вырастет на 0,9–1,4 %.
Если поставки не нормализовать, сильнее всего пострадают страны Африки — главные импортеры продукции черноморского региона. «Например, в Эритрею Россия поставляет 53 % зерновых, а Украина — 47 %. В Сомали — 43 % и 49 % соответственно. В Конго на российские поставки приходится 85 % зерновых», — напоминает Холод. Проблемы, по его словам, также ощутят Эфиопия, Ливия и другие нетто-импортеры продовольствия.
Но весь мир голод не ждет. И уж совершенно точно он не грозит России, которая производит зерна больше, чем потребляет. Переживут эту ситуацию и обеспеченные страны мира — Европа и США. «Если проблема с вывозом зерна из России и Украины не решится, то мир в основном столкнется с дефицитом продовольствия и повышением цен, а вот бедные страны просто попадут за черту отсечения. И для них снятие ограничений крайне важно», — говорит экс-замминистра сельского хозяйства Леонид Холод.
Послабления, на которые пошли США и ЕС, вряд ли решат проблему голода в мире — скорее, затормозят ее, и то ненадолго, считает Леонид Хазанов. «Возможный голод огромного числа ни в чем не повинных людей можно предотвратить только скорейшим и полным снятием санкций с России», — убежден он.