Золото в цене
Курс золота вырос за первые шесть месяцев текущего года на 19 %, с 1515 до 1813 долларов за унцию. При этом инвесторы по всему миру вложили рекордные 40 млрд долларов в золотые биржевые фонды. Такого не случалось за всю историю существования рынка драгоценных металлов. И все это произошло на фоне экономической и политической нестабильности из-за пандемии коронавируса COVID-19. В то время как большинство традиционных активов потеряли львиную долю своей доходности, желтый металл оказался одним из самых прибыльных и безопасных объектов инвестирования.
По данным Всемирного золотого совета, объем паев в золотых биржевых фондах по всему миру увеличился на 734 тонны, что является самым высоким годовым (!) показателем по весу (предыдущий рекорд — 646 тонн в 2009 году) и в стоимостном выражении (прежний рекорд был установлен в2006 году — 23 млрд долларов). Совокупный мировой показатель достиг нового рекордного максимума — 3621 тонны (более 200 млрд долларов в стоимостном выражении). Кроме того, за первый квартал объем мировых продаж инвестиционных монет составил 76,9 тонны, приблизившись к 4-летнему максимуму. Рекордный спрос фиксируют монетные дворы Австралии (Перт), США и Канады.
Эти успехи помогли компенсировать снижение продаж ювелирных изделий из драгметалла, что стало результатом введения карантина в двух крупнейших странах-потребителях — Китае и Индии. Однако в течение последних нескольких месяцев экономика этих стран начинает восстанавливаться от последствий пандемии, что положительно отражается и на рынке золота и серебра. Так, в Китае объем торговли драгметаллом на биржах составил 1496 тонн в мае, что на 17 % выше в годовом исчислении.
Отметим, что с начала 2020 года центральные банки мира приобрели 181 тонну желтого металла для своих резервов, а это на 31 % ниже в годовом исчислении. Подобный спад объясняется приостановлением покупок со стороны России и Турции, которые были лидерами в этом отношении в течение последних нескольких лет. Впрочем, благодаря этому шагу со стороны отечественного ЦБ, российские золотодобывающие предприятия получили возможность экспортировать свою продукцию за рубеж.
Это привело к тому, что в апреле и мае зарубежным компаниям было продано золота на сумму 3,6 млрд долларов, а это больше объема экспорта природного газа (3,5 млрд долларов). Впервые почти за 30 лет газ уступил первое место другому виду российского сырья в контексте экспорта.
Как и в случае с другими классами активов, курс желтого металла сильно пострадал в марте, поскольку инвесторам понадобилась наличность в условиях обвала фондовых рынков в начале коронакризиса. Однако впоследствии власти и центральные банки по всему миру приняли чрезвычайные меры фискальной и монетарной поддержки для целых отраслей экономики, предприятий и населения, пострадавших из-за пандемии. Это привело к снижению доходности облигаций, большая часть которых стали убыточными. В результате золото, которое, как известно, не приносит процентного дохода, стало более привлекательным активом, чем акции и облигации. Достигнув 8,5-летнего максимума в 1800 долларов за унцию, этот драгметалл, по всей видимости, продолжит свое ралли и во втором полугодии. Судя по прогнозам ведущих банков и инвестиционных компаний, участники рынка ожидают, что уже этим летом котировки золота возьмут исторический максимум — 1920 долларов за тройскую унцию.