архив
АФК «Система» планирует вывести на рынок национальный брэнд бытовой электроники. Для этого планируется вложить в принадлежащий «Системе» концерн «Научный центр» в Зеленограде не менее $100 млн. Сначала проект будет развиваться на импортной элементной базе, впоследствии «Система» предполагает создавать компоненты в России. Деньги для столь дорогостоящего предприятия (затея оценивается в $1 млрд) «Система» хочет найти на западных фондовых рынках.
Зонтичный брэнд компании призван объединить под единой маркой производство телевизоров, компьютеров, телефонов, автомагнитол, электроплит и обогревателей, другой популярной бытовой техники. Брэнд будет позиционироваться в секторе low end и конкурировать с дешевой техникой азиатского производства. «Система» планирует по некоторым позициям занять 15 – 20% российского рынка бытовой электроники и рассчитывает сделать это в течение нескольких лет. Названия марка пока не получила, над этим работает компания McKinsey, выступающая консультантом проекта. Основная рекламная кампания новой марки начнется в октябре – ноябре.
Смена зонтика
По замыслу авторов проекта, сначала сборка будет вестись из импортных комплектующих, однако с течением времени импортные детали будут замещены российскими, в том числе произведенными на предприятиях концерна «Научный центр». Таким образом, предполагается в перспективе «заменить азиатский зонтик на российский».
О своих намерениях «Система» намекала давно. Еще в конце апреля вице-президент «Системы» Леван Васадзе, заявил, что все крупные государства, кроме России, обладают зонтичным брэндом бытовой электроники и корпорация претендует на эту нишу в России. В развитие брэнда, его разработку, производство и маркетинг будет вложено не менее $100 млн.
СПРАВКА
Российские микросхемы – самые крупные в мире
АФК «Система» имеет свои интересы в производственном секторе hi-tech. В структуру дивизиона электроники входят производители микроэлектронных компонентов, такие, как совместное с китайской компанией Hua Co Electronics предприятие «Корона Семикондактор» и завод «Микрон», производители электронной техники, и научно-исследовательские центры.
Зеленоградский концерн «Научный центр» на 100% находится в собственности АФК «Система». Он объединяет в себе предприятия и НИИ, входящие в дивизион электроники. Чистая прибыль этих предприятий в 2000 году составила 124,6 млн руб. против 20,6 млн чистого убытка в 1999 году. «Квант» и другие заводы «Научного центра» готовы к производству телевизоров, компьютеров и телефонов, а вот сборка электроплит и обогревателей может быть освоена только в следующем году.
Около 70% оборота завода «Микрон» ($27 млн в 2000 году) приходится на экспорт, а сам завод делает большую часть прибыли всего дивизиона. В течение ближайших двух-трех лет «Система» планирует увеличить его оборот до $300 млн. Завод срочно модернизируется. Сегодня он выпускает микросхемы по устаревшей технологии 0,6 – 1 микрон, тогда как все ведущие мировые производители работают на 0,15 – 0,13-микронной технологии. Один из проектов АФК «Система» предусматривает переход завода на норму 0,5 микрона. А следующим шагом должно стать строительство «чистой комнаты» для технологий в 0,25 – 0,35 микрона.
КОНЕЦ СПРАВКИ
Где деньги брать будем?
Однако на это требуются инвестиции в размере $200млн – $250 млн, и сейчас ведутся поиски стороннего инвестора. Для сравнения: современная фабрика корпорации Intel стоит несколько миллиардов долларов. А по подсчетам Владимира Симонова, генерального директора Агентства по системам управления, для строительства современной фабрики по производству микросхем в России надо не менее $1 млрд.
Таких денег в России нет даже у государства. Финансирование брэнда будет вестись из трех источников: два первых составят вливания АФК «Система» и банковские заимствования. Третий источник, по идее председателя совета директоров «Системы» Владимира Евтушенкова, – выпуск ценных бумаг: «Научный центр» будет выпускать ADR 3-го уровня. В «Системе» хотят привлечь не менее $1 млрд, однако случится это не ранее 2003 – 2004 годов. Не определен пока и пакет акций, которые планируется выставить на продажу. Консультантом «Системы» в этом вопросе помимо McKinsey являются ING Bank и Deutsche Bank.
Сейчас же концерн намерен заняться производством той бытовой техники, для которой не требуются крупные вложения.
Восточные единоборства
По некоторым оценкам, емкость российского рынка телевизоров составляет до 5 млн штук и здесь есть куда развернуться. Однако россияне уже привыкли к недорогим, но достаточно качественным корейским телевизорам и бытовой технике. Наверное, поэтому в качестве конкурентов гендиректор «Научного центра» Геннадий Красников называет именно корейских производителей качественной техники – таких, как LG или Samsung.
Похоже, российские производители электроники пойдут тем же путем, что и производители автомобилей: по мере роста производства в РФ они будут создавать себе льготный режим и возводить барьеры на пути импорта.
Опытному лоббисту Владимиру Евтушенкову уже удалось добиться того, чего еще не получал ни один производитель электроники в России. Министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков, входящий в попечительский совет «Научного центра», пообещал улучшение таможенной политики. По словам министра, он будет добиваться снижения до нуля пошлин на технологическое оборудование. Кроме того, Александр Дондуков не исключил и того, что, как только начнется выпуск «Научным центром» потребительской продукции, пошлины на аналогичные импортные товары будут повышаться.
Лоббистские возможности «Научного центра» весьма внушительны. На ежегодном собрании акционеров концерна «Научный центр» был избран попечительский совет, наблюдающий за работой концерна и помогающий в реализации его планов. Председателем совета был избран депутат Госдумы лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. Кроме того, Евтушенкову удалось собрать в совете внушительное правительственное лобби. Кроме министра туда вошли академик Камиль Валиев, председатель думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Маслюков, депутат Госдумы Николай Ковалев, министр атомной промышленности Александр Румянцев, а также чиновники из правительства Москвы. Как заявил Жорес Алферов, Россия постепенно выбирается из той ямы, в которой она оказалась. И частный капитал, ориентированный не на сырьевой экспорт, а на развитие промышленности, должен получать государственную поддержку.
Подобный попечительский совет вполне может накрыть Россию таким «зонтиком», что импортные производители забудут дорогу на наш национальный рынок. Впрочем, азиаты тоже не лыком шиты и умеют постоять за свои интересы. Скорее всего, нас ожидает увлекательный поединок «восточных единоборств» отечественных лоббистов и их азиатских конкурентов.
Конкуренты не спят
Впрочем, новому брэнду придется бороться не только с корейцами, но и с поднявшими голову отечественными производителями. Например, на российский рынок автомагнитол постепенно возвращается марка «Урал», а на рынок телевизоров – «Сокол». Кроме того, некоторые западные производители уже имеют в России свои отверточные производства – например Bosch собирает в Черноголовке плиты.
По оценке менеджеров торговой сети «М.Видео», стиральные машины и холодильники отечественного производства даже в Москве очень хорошо продаются – в основном по причине своей дешевизны. Однако «Научный центр» и не заявляет о планах производства холодильников. Очевидно, что инвестиции только в такой завод будут велики даже для АФК «Система». А перспективное предприятие недавно уплыло в руки иностранцев. В № 8 от 5 марта 2000 года «Ко» писал о том, как председатель совета директоров НЛМК Владимир Лесин не так давно выгодно избавился от завода «Стинол». Осенью прошлого года его у НЛМК по завышенной цене купила компания Merloni. А весной 2001 года компания «Румелко», принадлежащая Лесину, объявила, что скупила контрольный пакет московского завода телевизоров «Рубин».
Это приобретение обошлось Лесину, по некоторым данным, не более чем в $10 млн. Сегодня этот завод выпускает 200 тыс. телевизоров в год. А в течение ближайших лет Лесин намеревается увеличить выпуск до 1 млн.
18.06.200100:00