Званый гость
До сих пор считалось, что российский шельф закрыт для иностранных партнеров. Подписанные недавно сделки с ExxonMobil и Eni говорят об обратном. И значит ли это, что отечественный нефтегазовый рынок открывается для иностранцев?
Арктический шельф
Ситуация на нефтяном рынке отстается противоречивой. С одной стороны, феноменальный рост цен на черное золото с начала 2011 г. (примерно на 25%) позволил всем нефтяным компаниям получить внушительные финансовые результаты, а долгожданное изменение налоговой нагрузки на отрасль дало возможность увеличить инвестиции в добычу, которая в 2011 г. достигла рекордного уровня в 10,3 млн баррелей в день. С другой стороны, эксперты в один голос утверждают, если не произойдет ускоренного ввода новых месторождений, отрасль может столкнуться с падением добычи и сокращением экспорта сырья за рубеж. "Уже снижается добыча на старых месторождениях в Западной Сибири, - констатирует аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук, - что компенсируется ростом добычи на новых проектах, но это скоро закончится".
Чтобы защитить статус энергетической сверхдержавы, правительству нужны иностранные инвестиции. Глотком свежего воздуха для отрасли в этой ситуации стали создание СП "Роснефти" и ExxonMobil по разработке арктического и черноморского шельфов и льготы, которые получил проект. "Во-первых, полностью должна быть отменена экспортная пошлина на нефть, во-вторых, НДПИ для подобных проектов должен составить 5% от цены реализуемой продукции, в-третьих, импортируемое оборудование должно быть освобождено от НДС", - перечисляет аналитик Rye, Man-and-Gor Securities Дарья Козлова. Кроме того, выдвинуто более радикальное предложение о предоставлении возможности ВИНКам экспортировать добываемый на шельфе газ или продавать его "Газпрому" по экспортным тарифам. "Правительству рано или поздно пришлось бы пойти на налоговые послабления для венчурных шельфовых проектов", - отмечает Дарья Козлова. Что это даст? "Новые технологии, перспективные участки, стратегическое влияние, новые маршруты, контроль потоков сырья и улучшение репутации", - поясняет начальник аналитического отдела инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий топливно-энергетический комплекс, уже заявил в интервью газете The Wall Street Journal, что к 2030 г. до 40% нефти в РФ будет добываться из пока нетронутых месторождений в Арктике и Черном море. Потребуется зарубежная поддержка, чтобы "вскрыть" эти залежи. Поэтому Россия и торопится, о чем говорит соглашение с Eni.
Китайский вопрос
В последние несколько лет наша страна пыталась привлечь иностранцев разными способами. Китайцам пообещала нефть из Восточной Сибири и нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в обмен на $25-миллиардный кредит. Эксперты говорят, что именно этот проект серьезно изменил расклад сил на мировой арене. Добавим к этому "Северный поток" и "Южный поток", диверсифицирующие транспортировку нефти в Европу. "Это позволило существенно нарастить добычу и расширить рынки сбыта", - отмечает Андрей Полищук. Дело в том, что тенденция к росту мировых цен на нефть и газ открывает для России широкие возможности по экспорту, а совместные проекты с другими странами по строительству нефте- и газопроводов - это расширение географии продаж и оптимизация расходов на транспортировку.
Кроме того, участие в международных проектах усиливает политическое влияние России. "Это связано, с одной стороны, с экономической заинтересованностью стран, через территорию которых проходят нефте- и газопроводы, в получении денег за транзит, а с другой - с зависимостью этих стран от экспорта российских ресурсов", - рассуждает аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова. Помимо всего прочего, международные проекты открывают перед РФ широкие возможности по получению новых технологий, обмену опытом в сфере ведения бизнеса и обучению кадров. Если Россия так сильно зависит от нефти, почему бы всем этим и не воспользоваться. Главное, сделать отрасль инвестиционно привлекательной.
Налоговые каникулы
"Мы очень реагируем на цены на нефть и на изменения курса рубля, который позволяет нам как-то поправить свою экономику", - заявил в самый пик кризиса, в начале февраля 2009 г. глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Тогда цены только стабилизировались на уровне $40 за баррель, а компания объявила о сокращении своей инвестиционной программы на 25-30% по сравнению с 2008 г. Так же поступили практически все нефтяники. "Диалог с правительством, который сегодня все-таки идет к тому, что правительство слышит нас, меняет налогооблагаемую базу компаний, позволяет нам иметь дополнительные источники для инвестиций", - сказал глава ЛУКОЙЛа.
Что бы ни говорили, но топливно-энергетический комплекс сыграл ключевую роль в преодолении Россией кризиса 2008-2009 гг. ТЭК оказался не только источником пополнения госбюджета, он еще и обеспечил заказами смежные отрасли промышленности. "Более 94% используемого в нефтегазовой отрасли оборудования и материалов - отечественного производства, - подчеркивает Елена Юшкова. - Таким образом, сохранение производственных показателей ТЭКа и, как следствие, инвестиционной активности позволило сохранить стабильную ситуацию на многих предприятиях".
Цены на нефть тогда быстро восстановились, но в правительстве задумались. Высокий уровень налоговой нагрузки на отрасль давно уже стал притчей во языцех в России. "Законодательство было своего рода флюгером, показывающим, откуда ветер дует. Когда в бюджет требовались деньги, то с компаний взимали полной мерой, - поясняет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - А когда бюджет наполнялся, а компании, в свою очередь, заявляли о том, что фискальная нагрузка стала непосильной и они могут сократить не только инвестиции, но и добычу, то тогда хватка государства ослаблялась". Так что введение с октября 2011 г. принципа "60-66" было хорошо воспринято отраслью. До тех пор налоговые преференции касались либо отдельных новых месторождений, либо выработанных запасов. При текущих ценах на нефть положительный эффект от новой системы сравним с ростом цен на нее на $20-25 за баррель. "Позитивным моментом стали также налоговые льготы для шельфовых месторождений и введение нулевой экспортной пошлины на высоковязкую нефть, что существенно увеличило рентабельность проектов", - отмечает Дарья Козлова. По ее мнению, введение системы "60-66" кардинально изменило приоритеты в отрасли.
Во-первых, это стимул для инвестиций в добывающий сегмент. Во-вторых, уравнивание пошлин на темные и светлые нефтепродукты позволит возродить интерес к модернизации НПЗ. Недавний дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке подтвердил тезис о необходимости увеличения выпуска светлых нефтепродуктов. За счет повышения экспортных пошлин на темные нефтепродукты правительство намерено стимулировать модернизацию НПЗ для увеличения доли производства бензинов. Теперь нефтяники рапортуют о том, что до 2020 г. в добычу нефти планируется вложить от $400 до $500 млрд, а в переработку - около $50 млрд. Только в этом году финансирование топливно-энергетического комплекса составит $100 млрд.
Принцип "60-66"
Новая система налогообложения нефтегазовой отрасли предполагает снижение в формуле расчета экспортной пошлины на нефть поправочного коэффициента до 0,60 с 0,65 и одновременную унификацию вывозных пошлин на нефтепродукты всех сортов на уровне 66% от пошлины на сырую нефть.
Транзит
"Южный поток"
"Северный поток"
Прикаспийский газопровод
ВСТО
Балтийская трубопроводная система
Нефтепровод Пурпе - Самотлор
Строительство нефтепровода Сковородино - Мохэ
Проект расширения нефтепровода Тенгиз - Новороссийск
Газопровод Соболево - Петропавловск-Камчатский
Газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток