Top.Mail.Ru
рынки

Атаки на российские НПЗ: ждать ли роста цен на бензин

Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ / Legion-Media

Утром 16 марта БПЛА атаковал НПЗ в Самарской области — это привело к возгоранию установки по переработке нефтепродуктов. На следующий день пожар ликвидировали, пострадавших не оказалось. Это не первый подобный инцидент: с начала года беспилотники совершили налеты на несколько важных для нефтяного сектора России объектов, а в марте атаки участились. К чему это может привести и возможен ли дефицит бензина в стране — в материале «Компании».  

Хронология атак

13 марта со стороны Украины совершены три атаки на российские НПЗ. Так, в Ленинградской области сбили беспилотник на подлете к нефтезаводу «Кинеф», расположенному в городе Кириши. По словам губернатора Александра Дрозденко, после атаки завод продолжил работать в штатном режиме, жертв и разрушений нет. Предприятие входит в холдинг «Сургутнефтегаз» и является крупнейшим в стране НПЗ по количеству произведенного топлива. Завод занимает второе место в РФ по мощности — он может перерабатывать до 21 млн тонн нефти в год.

В тот же день работу приостановил Новошахтинский завод нефтепродуктов (принадлежит строительному подрядчику «Петон»). Губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил, что на территорию предприятия упали обломки БПЛА. «Погибших и раненых нет. Технологические объекты предприятия остановлены. Последствия уточняются», — написал он.

Новошахтинский завод — крупнейший поставщик нефтепродуктов на юге РФ, который производит бензин, мазут, судовое, дизельное и печное топливо. Его мощность составляет 5,6 млн тонн. Предприятие уже подвергалось атакам дронов в июне 2022-го и в мае прошлого года.

Четыре украинских беспилотника атаковали также НПЗ в Рязани, что привело к возгоранию двух установок для переработки нефти на площади 175 квадратных метров, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на экстренные службы. Пожар был ликвидирован, ранения в результате атаки получили два человека, угрозы для их жизни нет. Рязанский нефтеперерабатывающий завод («Роснефть») производит 17,1 млн тонн нефти в год.

Утром 12 марта еще один налет беспилотников произошел в городе Кстово Нижегородской области — пострадала нефтебаза «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Огонь вспыхнул на территории одной из установок завода, к обеду он был потушен, пострадавших нет. В тот же день атаке дронов подверглась нефтебаза в Орле, в результате которой начался пожар в одном из резервуаров.

Нижегородский НПЗ — третий по объему переработки (17 млн тонн) в стране. По итогам 2023 года предприятие переработало 15,8 млн тонн нефти, включая 4,9 млн тонн бензина и 5,6 млн тонн дизельного топлива.

Еще одна атака была зафиксирована 16 марта в Самарской области на Сызранском НПЗ, также была предпринята попытка атаки на Новокуйбышевский НПЗ, сообщил в своем Telegram-канале глава региона Дмитрий Азаров. Предприятия входят в группу «Роснефть» и производят по 8,3 млн тонн нефти в год.

Уже на следующий день пришли известия о налете БПЛА на Славянский нефтеперерабатывающий завод в Краснодарском крае: в результате падения одного из них на предприятии возник пожар. 

В общей сложности с начала года Украина атаковала российские нефтяные заводы больше десяти раз, их общая мощность оценивается примерно в 102,5 млн тонн — или треть всех перерабатывающих мощностей страны.

Инциденты участились на фоне президентских выборов в России, которые завершились 17 марта. Владимир Путин называл их целью попытку сорвать голосование. Кроме того, по мнению президента, Киев хочет «получить какой-то козырь в возможном будущем переговорном процессе».  

Насколько критична ситуация

Если раньше атаки можно было назвать разовыми «акциями», которые не приводили к каким-то существенным последствиям, то сейчас можно говорить о более заметном уроне, говорит руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. В то же время преувеличивать его масштаб не нужно, считает он.

В России работает около 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов и еще десятки более мелких. Атакам дронов подверглись только четыре важных для национального ТЭК — нижегородский, рязанский, сызранский и волгоградский. Два из них важны для снабжения топливом Москвы, но на них приходится не очень большая доля российской нефтепереработки. Остальные заводы, подвергшиеся атаке, тоже не сильно влияют на снабжение внутреннего рынка — это мини-НПЗ, а объектами для ударов стали первичные установки, что не так критично, как повреждение вторичных, объясняет Баженов.

Атаки наносят не столько финансовый, сколько психологический ущерб, уверен вице-президент национального фонда «Стратегические ресурсы России», академик РАЭН Владимир Полеванов. По его словам, в небольшой степени пострадали «процент-полтора из сотен российских НПЗ», полагает эксперт и добавляет, что бОльшая часть заводов находится поблизости от мест добычи в Сибири, а туда БПЛА не долетают.

В беседе с журналом «Компания» он подчеркнул, что, даже если атаки считаются достигшими целей, урон от них небольшой и быстро ликвидируется. «Тот же Харьков, который бомбят уже два года, быстро восстанавливается и перезапускает производство топлива. А здесь одиночные беспилотники. Это чистая попытка взять на испуг», — отметил Полеванов.

Тем не менее для бизнеса инциденты с беспилотниками достаточно ощутимы. «Удары по российским НПЗ создают существенные убытки для отечественных нефтяных компаний. Во-первых, бизнесу приходится останавливать производственный процесс. Во-вторых, при повреждении оборудования требуется найти замену техники или комплектующих, а они зачастую иностранного производства», — продолжает он.

Одной из основных целей атак на НПЗ называют попытку помешать экспорту отечественных нефтепродуктов. В частности, завод «Кинеф» в Ленинградской области ориентирован преимущественно на экспорт. Перебои в его работе могут иметь ощутимые последствия для мирового рынка дизтоплива.

После первой волны атак дронов в начале 2024 года (по оценке Bloomberg, она затронула почти пятую часть мощностей страны) объемы переработки нефти в РФ действительно снизились, однако показатели восстановились уже к марту. Новая волна атак пока практически не влияет на объем российской экспортной выручки, говорит Баженов. Но могут проглядываться сценарии, которые в конце концов негативно скажутся на экономике страны.

«Не очень понятно, есть ли у Украины мощности для дальнейших атак. Скорее всего, нападения продолжатся, но их интенсивность будет падать. Даже если предположить, что в результате инцидентов мощности этих заводов будут полностью выведены из строя (хотя это маловероятно), дефицита бензина на внутреннем рынке бояться не стоит. Возникший недостаток будет восполнен за счет экспортной доли, то есть произойдет перераспределение баланса в пользу внутреннего рынка», — отмечает он. 

еще по теме:
Беспилотная форма конкуренции: почему дроны чаще атакуют меткомбинаты России
На трех крупнейших металлургических предприятиях зафиксированы «инциденты» с БПЛА
Металлургия

Вырастут ли цены на бензин

По мнению Баженова, нехватки бензина не будет, потому что у России есть запас мощностей с точки зрения общего объема производства топлива. Но при активизации поставок из восточных регионов страны повысится нагрузка на железнодорожную инфраструктуру, которая и так работает на пределе. Кроме того, дефицит можно будет закрыть импортом топлива из других государств, включая Белоруссию.

Тем не менее атаки беспилотников уже привели к росту биржевых цен на бензин. Так, 13 марта стоимость тонны АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже впервые с сентября 2023 года превысила 60 тыс. рублей. В январе цена держалась на уровне 43,2 тыс. рублей.

13 марта в Минэнерго сообщили, что ситуация с ценами на заправках стабильная, а рисков роста розничных цен на топливо нет. Ведомство напомнило, что с сентября 2023 года в РФ введены временные ограничения на экспорт бензина и дизтоплива, а также заградительные пошлины для перекупщиков. Это позволило сформировать «устойчивый профицит предложения на внутреннем рынке». Запасы автомобильного бензина на НПЗ и нефтебазах компаний составляют 2 млн тонн, а дизельного топлива — 3,5 млн тонн.

С тем, что у правительства есть механизмы для сдерживания цен на бензин, соглашается ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. «Подорожание возможно, но только на бирже, а все, что касается розницы, правительство будет контролировать, работая непосредственно с нефтяными компаниями, чтобы цены не росли выше уровня инфляции», — пояснил он.

Владимир Полеванов подчеркивает, что бензин входит в число товаров первой необходимости наряду с хлебом и молоком. Особенно в преддверии дачного сезона вопрос повышения цен на топливо будет болезненным, полагает собеседник издания. Но это было бы актуально только в случае возникновения дефицита.

«Дефицита топлива не будет. Еще раз подчеркиваю, это чисто психологическая террористическая атака. Власть будет следить, чтобы спекулятивного подорожания не было», — отметил Полеванов. 

Плюсом ситуации с атаками на НПЗ он считает активное развитие систем противодронной борьбы.