Top.Mail.Ru

Бизнес посетовал на рост цен на логистические услуги и перевозки

14.02.202209:45
Фото: Jens Büttner / dpa / Global Look Press Фото: Jens Büttner / dpa / Global Look Press

За последний год стоимость активов в мультимодальной логистике — контейнеров, фитинговых платформ, судов и портового оборудования — резко выросла. Это вынуждает ряд участников отрасли сокращать инвестиции. Аналитики прогнозируют, что рынок близок к перегреву.

В частности, в линейной логистике контейнеры подорожали в 1,8 раза — до 6,7 тысячи долларов за сорокафутовый контейнер, платформы — на 27%, до 3,7 миллиона рублей за восьмидесятифутовую платформу, суда-контейнеровозы — в четыре раза. При этом в России пока доступны только платформы, все остальные активы покупаются за рубежом, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник на рынке. По его словам, в терминальной и портовой логистике цены активов выросли примерно на 20–30% от их фактической стоимости. 

«Все это препятствует развитию, приводит к удорожанию ставок на логистические услуги. Мы, со своей стороны, не готовы покупать порты и терминалы по таким высоким ценам», — заявил собеседник издания. 

На подорожание указали все участники рынка, опрошенные газетой. Директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков подчеркнул, что стоимость активов (судов, железнодорожных платформ, контейнеров) увеличивается двузначными темпами. По его словам, это мешает развитию рынка логистики в России и приводит в конечном счете к повышению ставок на логистические услуги. Гендиректор «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев добавил, что ситуация остается напряженной и в текущем году. Негативное влияние, по его словам, также оказывает и рост ставки Центробанка. 

В ГК «Дело» отметили необходимость разделять глобальный и локальный рынки оборудования. Так, на глобальном рынке контейнеров подорожание оборудования примерно на 40% приходится на цену металла. Все остальное — спекулятивный фактор, связанный с высокой востребованностью контейнеров из-за разрыва глобальных логистических цепочек на фоне пандемии. Что касается портового оборудования, его, как правило, заказывают в рамках долгосрочных контрактов. Спекулятивный фактор в этом случае не играет значимой роли. 

«Есть ощущение, что в 2022 году после масштабных закупок предыдущего года может произойти перегрев рынка», — допустил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас нет предпосылок к тому, чтобы логистическое оборудование подешевело. Напротив, цены имеют тенденцию к росту, в то время как повышение доходности активов замедлилось. При этом основной проблемой является не сам рост цен, а увеличение стоимости заимствований. Оно делает покупку оборудования в лизинг или кредит менее привлекательной. 

11 февраля Центробанк увеличил ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов, с 8,5% до 9,5%. В последний раз показатель находился на этом уровне в 2017 году. Регулятор также ухудшил прогноз по инфляции на 2022-й и не исключил вероятности повышения в текущем году ключевой ставки до двузначного уровня.