Top.Mail.Ru
бизнес

Бывшего гендиректора Антипинского НПЗ задержали в Италии

02.02.202209:59
Фото: NurPhoto / Getty Images Фото: NurPhoto / Getty Images

В Италии задержали бывшего генерального директора Антипинского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) Геннадия Лисовиченко, который находится в розыске с 2019 года по делу о мошенничестве. Следствие оценивает ущерб предприятия от действий экс-главы более чем в 35 миллионов рублей.

О том, что Лисовиченко задержали в Италии, первым сообщил ТАСС со ссылкой на источники. По информации собеседника агентства в правоохранительных органах, задержание провели еще в январе. Российскую сторону уже уведомили о произошедшем. Правоохранительные органы уже готовят запрос для его экстрадиции на родину. Источник «Интерфакса» добавил, что расследованием дела занимаются следственные органы следственного управления СКР по Тюменской области. Позднее Генпрокуратура России подтвердила информацию о задержании Лисовиченко. 

«В настоящее время надзорное ведомство готовит запрос о выдаче Геннадия Лисовиченко для привлечения к уголовной ответственности», — заявил ТАСС официальный представитель надзорного ведомства Андрей Иванов.

При этом сейчас данные о розыске бывшего руководителя АНПЗ значатся только в базе МВД РФ. На сайте Интерпола информация о нем отсутствует. 

Дело против Лисовиченко завели в 2019 году, когда предприятие признали банкротом. В том же году был задержан основной собственник НПЗ и основатель «Нового потока» Дмитрий Мазуров. Следственный комитет утверждает, что Лисовиченко и Мазуров вывели 473 миллиона рублей на счет некоего ИП, который не выполнил свои обязательства перед НПЗ, а их действия привели к банкротству предприятия. 

По версии следствия, Лисовиченко «вопреки законным интересам» завода заключил договор купли-продажи имущества и тем самым нанес предприятию ущерб на сумму более 35 миллионов рублей. Следствие утверждает, что в конце октября 2017 года он заключил с одной из коммерческих организаций договор о продаже железнодорожного подъездного пути к Антипинскому НПЗ, по которому осуществлялся налив нефтепродуктов. При этом стоимость договора составила около 20 миллионов рублей, несмотря на рыночную цену около 38 миллионов. Затем этот железнодорожный путь взяли в аренду Антипинским НПЗ у покупателя. В результате завод стал платить высокую аренду за пользование этими путями — порядка трех миллионов рублей в месяц. После того как стало известно о возбуждении уголовного дела, Лисовиченко покинул Россию и до последнего времени не вернулся.

Всего в отношении Лисовиченко возбуждено как минимум три уголовных дела, и все касаются его работы в качестве главы АНПЗ. 

С чего все началось

Уголовное дело против Мазурова и Лисовиченко возбудили по заявлению председателя правления Сбербанка Германа Грефа. В кредитной организации их заподозрили в мошенничестве. Банк заявил, что они ввели кредитную организацию в заблуждение на счет финансового состояния предприятия, скрыв наличие крупных долгов. Утверждалось, что с Антипинским НПЗ заключали договоры на нерыночных условиях, а средства якобы выводили за рубеж. По утверждению Сбербанка, действия Мазурова снизили платежеспособность НПЗ и привели к остановке предприятия. 

Мазурова арестовали в июле 2019 года по решению Тверского суда Москвы. Бизнесмена задержали в аэропорту Шереметьево, куда он прилетел из командировки, как сообщили в «Новом потоке» позднее. В компании подчеркнули, что бизнесмена принудительно доставили в Следственный департамент МВД России. В правоохранительных органах при этом заявили, что бизнесмен планировал вылететь в Ниццу, где у него имеется недвижимость. Сейчас предприниматель находится в СИЗО. 

Основной собственник НПЗ не признал вину и выдвинул встречные претензии к Сбербанку. Так, подконтрольная бизнесмену Дмитрию Мазурову структура «Новый Поток» обвинила банк в давлении на бизнесмена с помощью правоохранительных органов «с целью лишения возможности защищать свои права и законные интересы под угрозой уголовного преследования». 

Сам Мазуров отмечал, что уголовное дело нужно, чтобы устранить его от борьбы за акции НПЗ. В банкротстве завода он обвинил нового гендиректора Максима Андриасова, назначенного Сбербанком осенью 2018 года. По версии Мазурова, Андриасов «на протяжении шести месяцев умышленно создавал основания для банкротства завода». Так, гендиректор якобы не пролонгировал кредиты других банков и не отгружал покупателям предоплаченные нефтепродукты. Это привело «к серьезной тревоге трудового коллектива, кредиторов, поставщиков и покупателей завода». В итоге завод остановился, а после «по инициативе Андриасова» приступил к собственному банкротству. При этом до банкротства, по словам Мазурова, Андриасов якобы неоднократно сообщал о платежеспособности завода — в его бухгалтерской отчетности и аудиторам. 

Он назвал обвинения Сбербанка в получении кредитов на основании ложных документов безосновательными. Сотрудники финансовой организации имели доступ ко всей кредитной документации и на протяжении долгих лет контролировали все сделки НПЗ.

Проблемы независимого НПЗ

Антипинский НПЗ — крупнейший в России частный завод по переработке нефти. Мазуров с партнерами строил его с нуля около 14 лет, в основном на кредиты Сбербанка. В 2014 году завод вошел в рейтинг самых быстрорастущих российских компаний, по версии журнала РБК. Тогда выручка предприятия составляла почти 70 миллиардов рублей. По итогам 2016 года завод занял 43-е место в рейтинге Forbes среди 200 крупнейших частных компаний по размеру выручки. 

Однако в конце 2018 года он не смог погасить один из займов и был вынужден передать банку управление заводом, а затем и вовсе контроль над ним. Долг Антипинского НПЗ оценивали в пять миллиардов долларов, 3,2 миллиарда долларов из которых приходились на Сбербанк. Его работу остановили из-за нехватки оборотных средств для покупки нефти. В конце 2019-го Антипинский НПЗ признали банкротом и выставили на торги. 

Обанкротившийся НПЗ ушел с молотка в мае 2021 года. При этом предприятие купила на аукционе малоизвестная московская компания «Русинвест» (входит в группу «Русэнергокапитал») бизнесмена Анатолия Яблонского. Скромная прибыль компании не помешала ей заплатить за завод почти 111 миллиардов рублей (по итогам 2020 года выручка «Русинвеста» составила 16,4 миллиона рублей, чистая прибыль — 18 тысяч рублей). 

Второй участник торгов — «СБК Комплект» (дочерняя структура Сбербанка) не стала торговаться. При этом об интересе к покупке завода заявлял также «Лукойл». Среди других претендентов, как сообщали источники РБК, были и структуры совладельца «РуссНефти» Михаила Гуцериева. Однако они также не стали участвовать в торгах. В результате имущество крупнейшего независимого нефтеперерабатывающего завода «Русинвест» выкупил по стартовой цене. 

По итогам торгов Греф заявил, что банк вел активные переговоры с «Русинвестом» по поводу привлечения кредитования. Он понадеялся, что при новом владельце НПЗ начнет «нормально, стабильно функционировать».