Эксперт оценил законопроект по блокировке переводов россиян во внесудебном порядке
Вероятность использования законопроекта в чьих-то интересах — преимущественно государства и крупнейшего бизнеса — крайне высока. Об этом журналу «Компания» рассказал партнер, руководитель практики IP/IT юридической фирмы Digital Rights Center Михаил Третьяк.
По его словам, высокой является и возможность злоупотреблений со стороны наделяемых полномочиями силовых структур как в политических, так и в коммерческих целях. «Трактоваться он может крайне широко, как минимум потому, что закон никак не определяет понятие “не терпящих отлагательства случаев”, а также что именно необходимо понимать под “достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными сведениями”, которые и должны являться основанием для блокировки счетов. Критерий “достаточности” законопроектом не установлен, кто будет “предварительно подтверждать” сведения, тоже не очень понятно, как и кем именно они должны быть “задокументированы”, законопроект не устанавливает. Это предоставляет силовым структурам серьезный “простор для действий”», — заявил эксперт.
Об эффективности применения закона в целях борьбы с отмыванием средств и терроризмом говорить еще рано, считает Третьяк. Однако он выразил сомнение, что закон будет эффективно работать именно для этих заявленных целей.
«Скорее всего, под видом борьбы с отмыванием средств будет усиливаться давление на игроков рынка криптовалют и криптопроектов», — подчеркнул эксперт. По его словам, это продолжает тенденцию по закручиванию гаек в этом направлении. Так, 1 октября нынешнего года уже вступили в силу поправки к Положению Банка России 375-П, относящие любые операции с криптовалютами к подозрительным и потенциально направленным на отмывание средств, полученных преступных путем, и финансирование терроризма, отметил Третьяк.
Кроме того, будет усиливаться и давление на лиц, «спонсирующих» организации и проекты, противопоставляющие себя государству, отметил эксперт.
При этом тенденция на сегодняшний день такова, что при получении «инструкций сверху» принимаются в качестве законов любые законопроекты вне зависимости от уровня их проработанности, подчеркнул Третьяк. По его словам, к самым ярким подобным примерам можно отнести 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровых валютах», по мнению профессиональных юристов, являющийся крайне плохо проработанным. «По этой причине полагаю, что даже если в законопроект и будут вноситься поправки по результатам общественного обсуждения и прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия, то он все равно будет принят примерно в том же виде», — заключил эксперт.
Ранее был представлен законопроект Росфинмониторинга, в котором было предложено позволить МВД и ФСБ во внесудебном порядке блокировать переводы с банковских счетов, карт и электронных кошельков граждан России. Причиной могут стать подозрения в продаже наркотиков, отмывании денег или финансировании терроризма.