Металлурги посетовали на дефицит сырья из-за простоя вагонов на путях РЖД

17.02.202208:49

Крупные клиенты РЖД, среди которых производители металлургической продукции и нефтяники, пожаловались на заторы на сети железных дорог. По их словам, на сети монополии скопилось почти 1600 поездов или более 106 тысяч вагонов с грузами, что составляет около 10% от всего рабочего парка. В результате металлурги недополучают сырье и вынуждены сократить работу.

К середине февраля количество брошенных поездов на сети РЖД резко выросло. «Текущие значения — 1590–1620 [брошенных] поездов в сутки — однозначно очень высокие и негативно влияют на экономику отрасли» — подтвердил РБК президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. 

По данным на 14 февраля, на сети РЖД были брошены более 106 тысяч груженых и порожних вагонов, из них 77% — с грузами. В них находятся каменный уголь (35 тысяч вагонов), нефтепродукты (12 тысяч) и товары в контейнерах (восемь тысяч). Это на 40% больше, чем было в конце декабря 2021 года. Представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (объединяет операторов с суммарным парком более 850 тысяч вагонов), ссылаясь на данные компаний-операторов, заявил, что ситуация на сети не улучшается и вызывает серьезное беспокойство, 

«Проблема порожних вагонов в брошенных поездах создает риски необеспечения грузоотправителей подвижным составом», — подчеркнул собеседник издания. 

С нарушением ритмичности работы на станциях, сроков приема вагонов и простоем столкнулись также предприятия ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет 145 организаций промышленного железнодорожного транспорта, в том числе «Уралхим-Транс», «СДС-Уголь» и Михайловский ГОК). 

Компания «Руссоль», которая является самым крупным производителем соли в России, также столкнулась с проблемами из-за нехватки вагонов. Фирма обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину и попросила обратить внимание на поставки поездами РЖД. 

Представитель монополии сообщил, что она старается решить все текущие проблемы в оперативном порядке. По его словам, задержки вызваны недостатком персонала из-за вспышки «омикрона». Он отметил, что в 2022 году РЖД столкнулись с беспрецедентным ростом заболеваемости среди локомотивных бригад. В начале февраля единовременно по всей сети на больничном находилось 15% от их штатной численности (в РЖД работают 114 тысяч машинистов и из помощников). На пике, который пришелся на 4–8 февраля, для обеспечения запланированного объема перевозок не хватало 25% локомотивных бригад. 

Вместе с тем в РЖД привели другие данные. Так, по данным самой компании, число брошенных вагонов в 2,5 раза меньше — около 40 тысяч (менее 4% рабочего парка). При этом количество брошенных поездов не имеет прямой зависимости от качества работы монополии. В монополии пояснили, что груженые поезда могут оказаться брошенными в случае неприема груза грузополучателями или портами. По его словам, «ритмичность грузовых перевозок» на сети в ближайшее время придет в норму.