Top.Mail.Ru
бизнес

РФПИ выкупил долю у Alibaba в российском AliExpress

29.01.202116:25
Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с инвестплатформой Mubadala Investment Company и другими суверенными фондами Ближнего Востока выкупили 7,85% ценных бумаг в совместном предприятии «AliExpress Россия» у Alibaba Group.

РФПИ зарезервировал право на выкуп этого пакета акций еще при создании СП в 2019 году, соответствующий опцион был осуществлен 28 января 2021 года. Об этом пишет РБК, ссылаясь на сообщение фонда.

До недавнего времени китайская компания владела порядка 55,7% «AliExpress Россия». Об этом свидетельствует отчетность Alibaba Group за прошлый год. Таким образом по итогам сделки ее доля уменьшится до 47,85% ценных бумга. В то же время у Alibaba не было голосующего большинства для контроля совместного предприятия.

В РФПИ отметили, что сделка «ускоряет развитие растущей цифровой экономики России путем объединения ресурсов и опыта всех акционеров». По словам гендиректора фонда Кирилла Дмитриева, значительное увеличение объемов электронной торговли позволяет прогнозировать дальнейший уверенный рост показателей «AliExpress Россия». Это связано, в том числе, с пандемией COVID-19 и переменами в предпочтениях потребителей в пользу покупок онлайн, считает Дмитриев. Он также рассчитывает, что в перспективе СП станет одним из самых крупных европейских маркетплейсов.

Глава инвестиционной платформы Mubadala Investment Company в России и СНГ Фарис Аль-Мазруи в свою очередь сообщил, что совместный проект стал особенно актуальным, поскольку «социальные и экономические последствия коронавируса продолжат стимулировать спрос в сегменте электронной коммерции».

История создания СП

Alibaba Group, «МегаФон», Mail.ru Group и РФПИ закрыли сделку по созданию совместного предприятия «AliExpress Россия» в октябре 2019 года. Совет директоров совместного предприятия возглавил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев. По его словам, работа над созданием СП велась на протяжении всего 2018 года. В Mail.ru Group совместно с Alibaba Group, «Мегафоном» и РФПИ планировали, что компания станет бесспорным лидером на российском рынке электронной коммерции.

По словам гендиректора Alibaba Group Дэниэла Чжана, совместное предприятие «Aliexpress Россия» будет способствовать развитию цифровой потребительской экономики в России и странах СНГ. Кроме того, считает Чжан, СП позволит региональным брендам, малому и среднему бизнесу находить и обслуживать своих целевых потребителей.

О планах сознать совместное предприятие его участники сообщили в сентябре 2018 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, где было заключено рамочное соглашение. В июне 2019 года партнеры согласовали параметры сделки и подписали обязывающие документы. Alibaba Group внесла в предприятие свой бизнес в России — AliExpress и Tmall, а также инвестировала 100 миллионов долларов. Mail.Ru Group внесла свой маркетплейс китайских товаров Pandao, а также 182 миллиона долларов. «МегаФон» передал Alibaba Group 9,97% своих ценных бумаг в Mail.Ru Group, а РФПИ вложил 100 миллионов долларов.

Alibaba вложила в проект порядка 100 миллионов долларов и получил долю в 55,7%, таким образом став основным владельцем «Aliexpress Россия». У «Мегафона» доля в размере 24,3%, у Mail.ru Group — 15%, у РФПИ — 5%. Голосующие доли в то время распределились так: Alibaba Group имел 49,9%, «МегаФона» — 30,2%, Mail.ru Group — 18,7%, а РФПИ — 1,2%. Планировалось, что у «AliExpress Россия» будет два генеральных содиректора: глава AliExpress в России Лю Вэй и первый заместитель гендиректора Mail.Ru Group Дмитрий Сергеев. В совет директоров вошли представители каждой из сторон сделки.