«Сбер» выкупил разработавшую гибрид «Ё-мобиль» компанию

16.02.202107:41

Сбербанк выкупил 100% компании «Ё-инжиниринг», которая разрабатывала гибрид «Ё-мобиль». В его создание инвестировал 150 миллионов евро миллиардер Михаил Прохоров.

ПАО «Сбербанк» через ООО «Цифровые активы» приобрел у белорусской «Кейджи Импэкс» 100% ООО «Ё-инжиниринг», сообщил «Коммерсант». В Сбербанке закрытие сделки подтвердили, но сумму инвестиций не раскрыли. Кредитная организация планирует использовать ее для развития направлений Sber Automotive Technologies (SberAutoTech), разработки платформы для автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.

«Ё-инжиниринг» занималась разработкой для проекта гибридного автомобиля «Ё-мобиль» с 2010 года. Журнал «За рулем» называл владельцем «Кейджи Импэкс», которой в последние годы принадлежала «Ё-инжиниринг», Андрея Гинзбурга. Он возглавлял «Ё-Авто», был главным конструктором проекта. 

Создание российского гибридного автомобиля инициировал Михаил Прохоров. Инвестиции в проект оценивались в 150 миллионов евро. Сроки реализации не раз срывались, и в апреле 2014 года группа ОНЭКСИМ Прохорова отказалась от проекта. Одной из причин стал резкий рост расходов. Основную часть документации по «Ё-мобилю» передали Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) за один евро.

До серийного выпуска машины дело не дошло. До конца 2014 года выпустили четыре экземпляра ё-Crossback. Они достались Владимиру Жириновскому, Михаилу Прохорову и неназванному адресату.  Одна машина осталась у «Ё-инжиниринг».

С 2017 года «Кейджи Импэкс» участвует в проекте белорусского электромобиля на базе Geely. По тендеру компания разрабатывала «систему управления движением образца, схемы ее согласования с электроприводом и батареей». Последний анонсированный проект — разработка «полностью электрических» мотоциклов Punch.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что «Ё-мобиль» Сбербанку «нужен для формирования компетенций». У «Кейджи Импэкс», по его словам, был проект электрического «каблучка» по типу Peugeot Partner. В его основе лежала идея, что электротранспорт при нынешней стоимости батарей должен быть только коммерческим. 

Сергей Удалов из «Автостата» подчеркнул, что «Ё-мобиль» был хорошим маркетинговым ходом. Как показывает опыт даже успешных проектов Китая, для создания машины нужны опытные инженеры из крупных концернов. 

Ранее в SberAutoTech перешла часть команды «Яндекса», которая отвечала за создание экосистемы для автомобилей. В конце 2020 года компания запустила в Москве тестирование первой серии беспилотников на базе Kia Ceed. 

Между тем в феврале текущего года «Сбер» и Cognitive Technologies заморозили совместный проект Cognitive Pilot. Это решение они объяснили отсутствием законодательства, которое бы регулировало движение беспилотников по дорогам. При этом Cognitive Pilot не планирует полностью отказываться от проектов, связанных с беспилотниками. Компания продолжает работать над беспилотными системами управления сельхозтехникой, умными системами активной безопасности рельсового транспорта и радарами для беспилотников.

Собеседники газеты предположили, что банк в целом заинтересован в наличии команды автоинженеров с опытом, которую сейчас сложно найти на рынке. Аналитики, в свою очередь, не увидели связи между компетенциями по электромобильности и беспилотниками.