Top.Mail.Ru
бизнес

Китай зашел на Wildberries: проиграют ли российские селлеры?

Упаковка товаров в распределительном центре Wildberries. Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images Упаковка товаров в распределительном центре Wildberries. Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Российский маркетплейс Wildberries зарегистрировал около сотни первых продавцов из Китая. Площадка формирует пул новых поставщиков из Поднебесной и проводит отладку проведения сделок. Этот шаг кажется логичным для крупнейшей в РФ платформы для онлайн-торговли, но как он отразится на местных селлерах, которые сами зачастую работают с китайскими партнерами, разбирался журнал «Компания». 

В декабре прошлого года владелица Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала, что маркетплейс наконец вышел на китайский рынок. Теперь продавцы и производители из КНР будут напрямую поставлять свои товары на площадку для всех стран ее присутствия. Помимо РФ, это Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

По словам Бакальчук, деятельность маркетплейса за границей приносит сейчас около 10% от общего оборота Wildberries, а чуть больше 90% приходится на РФ. Владелица компании подчеркнула, что российский бизнес по-прежнему в приоритете.

Китайские онлайн-магазины уже начали появляться на Wildberries. Например, магазин под названием Shenzhen Yibai (он предлагает товары для дома) открылся на платформе два месяца назад и за это время продал более 200 товаров. Всего, по информации компании, свыше 100 продавцов принимают участие в тестировании нового направления, 27 селлеров уже активно торгуют. Их преимуществом в Wildberries назвали уникальный ассортимент. При этом карточки товара продавцы формируют на китайском, а на площадке они автоматически переводятся с использованием инструментов искусственного интеллекта. Сроки доставки заказов указываются в несколько дней.

Wildberries в цифрах

На сегодняшний день Wildberries — самая популярная площадка онлайн-торговли в России. Во втором квартале 2023 года маркетплейс нарастил оборот почти в два раза — до 644,2 миллиарда рублей. Его полугодовой оборот вырос на 94% и составил 1,22 триллиона рублей.

Самые заметные объемы продаж были зафиксированы в таких сегментах, как fashion (одежда, обувь и аксессуары), косметика и парфюмерия, а также товары для дома, электроника, аксессуары для смартфонов и других.

За первую половину 2023 года Wildberries инвестировал 8,9 миллиарда рублей в строительство новых логистических объектов — это на 7% больше прошлогоднего показателя. По итогам первого полугодия общая площадь логистических центров маркетплейса достигла более 2,9 миллиона «квадратов» на территории всех стран присутствия.

Wildberries развивается более чем стремительно и, вероятно, одним Китаем компания не ограничится. По информации «Ведомостей», российский маркетплейс также может начать работать с продавцами из Сингапура, Таиланда, Индии, Японии и других государств региона.

По данным самой компании, в июле 2022 года на платформе насчитывалось около 840 тысяч продавцов. Хотя независимые аналитики насчитали только 192 тысячи активных селлеров (тех, у кого есть 30 и более продаж в месяц). Согласно исследованию, проведенному MPGO, Shopstat и Модульбанком, большая часть продавцов на Wildberries (около 55%) имеет оборот менее 100 тысяч рублей в месяц и только 9,2% селлеров зарабатывают от 1 до 5 миллионов.

Рост числа продавцов на маркетплейсах — общая тенденция для всех игроков рынка. Так, за январь — май 2023 года количество селлеров на российских площадках увеличилось в 1,5 раза, подсчитала «Точка». В тройку лидеров по приросту предпринимателей вошли «СберМегаМаркет» (+120%), Ozon (+92%) и «Яндекс Маркет» (+89%). Четвертое место занял Wildberries — количество продавцов на платформе выросло на 36%.

еще по теме:
Wildberries меняет правила: как адаптироваться небольшим поставщикам
Что делать селлерам, чтобы попасть в топ выдачи WB
Wildberries

Чего ждать местным селлерам?

Появление на Wildberries китайских продавцов — закономерный процесс, этого следовало ожидать, говорит в беседе с журналом эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. По его мнению, для продавцов, которые занимаются спекулятивными сделками, приобретая товар в Китае и продавая его здесь с наценкой, конечно, наступят времена не самые веселые: их доходность либо уменьшится, либо вовсе сойдет на нет. Сначала это коснется наиболее востребованных товаров китайского происхождения, а сильнее всего пострадают мелкие продавцы и самозанятые.

Глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов напоминает, что далеко не все российские селлеры торгуют на платформе китайскими товарами. На Wildberries в том числе присутствует продукция отечественных производителей. Кроме того, на площадке работают продавцы и производители из стран СНГ, например из Узбекистана. Что касается положения местных продавцов, то конкуренция с китайскими коллегами пойдет им только на пользу, считает он. Высокая конкуренция, а не тепличные условия делают бизнес выносливей, полагает Карпов. 

У основателя системы по легальному продвижению на маркетплейсах JVO Максима Логинова более пессимистичный прогноз. По его словам, до половины магазинов, не имеющих сильного бренда, закроются с приходом китайцев на Wildberries. А разорятся, по его оценке, до 30% производств, для которых Wildberries был единственным каналом сбыта.

Однако, как считают опрошенные журналом эксперты, маркетплейс прежде всего думает о потребителях. «Главное — расширить возможности для покупателей, увеличить линейку предлагаемой продукции, сделать так, чтобы цены для россиян были доступными. Поэтому с этой точки зрения для покупателя нововведение точно будет выгодным», — говорит Карпов.

Анфиногенов соглашается с тем, что у российского потребителя появится больше выбора. Но покупателя будет ждать дилемма: взять товар известной, проверенной марки либо так называемого ноунейм-бренда, название которого ему ни о чем не говорит, но стоит сильно дешевле, отмечает собеседник. Он добавляет, что с приходом китайцев подделок на платформе вряд ли станет больше. «Китайский бизнес все-таки ведет себя цивилизованно, хотя предлагать альтернативу известным брендам за более доступные цены, конечно, будет», — отмечает собеседник.

Конкуренция с китайскими поставщиками, безусловно, негативно повлияет на российский бизнес, считает инвестиционный аналитик и финансовый блогер Рами Зайцман. У местных продавцов будут меньше покупать, но не потому, что у китайцев дешевле, а потому что у них широкий ассортимент. «Полистайте по одному и тому же наименованию Wildberries и, например, AliExpress, и вы увидите, что ассортимент разнится. Его в Китае гораздо больше, что и является конкурентным преимуществом», — добавляет он.

Но у китайских онлайн-магазинов есть серьезный минус в виде доставки, считает Зайцман. По его мнению, нынешний функционал Wildberries пока недостаточен для того, чтобы интегрировать туда еще и китайских продавцов. «Но это все детали. Если посмотреть глобально, то интегрирование китайских продавцов — это все-таки большой шаг в сторону развития, и это может использоваться компанией в том числе как возможность для привлечения инвестиций. Хотя, возможно, она в них не нуждается», — заключил он.