Top.Mail.Ru
расследования

Прерванный полет: самые таинственные авиакатастрофы

Амелия Эрхарт. Фото: Library of Congress Амелия Эрхарт. Фото: Library of Congress

Самолеты, увы, иногда по разным причинам падают. Однако особое место в истории авиакатастроф занимают случаи, когда летательные аппараты пропадали бесследно. О самых загадочных авиакатастрофах над океаном — в материале «Компании». 

За шаг до рекорда

Спустя 87 лет, как сообщала «Компания», на дне Тихого океана найдены останки самолета легендарной летчицы Амелии Эрхарт. Одна из пионеров авиации пропала еще в 1937 году, во время попытки совершить первый кругосветный перелет.

К моменту пропажи Эрхарт и ее штурмана Фреда Нунана экипаж преодолел 80% пути. Летели с запада на восток по линии, близкой к экватору. На остров Хауленд в центральной части Тихого океана Амелия с Фредом вылетели 2 июля 1937 года из небольшого городка Лаэ на побережье Новой Гвинеи.

К тому моменту Эрхарт, первая женщина, пересекшая Атлантический океан на самолете, была настолько знаменита, что специально для ее перелета на Хауленде по распоряжению президента США Франклина Рузвельта построили взлетно-посадочную полосу. Через 18 часов полета на острове путешественников ожидали пресса и официальные лица.

Навигационные системы того времени — или же штурман — не справились. Найти маленький остров оказалось невыполнимой задачей, хотя около него дежурил сторожевой корабль береговой охраны. Время от времени с его борта поддерживали радиосвязь с самолетом, а также пускали дымовые сигналы в качестве визуального ориентира. Однако борт пропал. Последнее, что сообщала по рации Амелия, — самолет должен находиться где-то в районе острова, но сам остров не видно, а бензина мало.

Поисково-спасательная операция оказалась самой масштабной и дорогой за всю историю американского флота, но закончилась ничем. История исчезновения Эрхарт почти за 90 лет обросла множеством самых конспирологических версий. Возможно, развеять их помогут старания Deep Sea Vision.

Как уверяет эта компания, начавшая поиски обломков воздушного судна в сентябре 2023 года, ее сотрудники тщательно исследовали и просканировали 13 тысяч квадратных метров океанического дна. Спустя примерно месяц поисков специалисты с помощью гидролокатора получили снимок, на котором виден объект, напоминающий самолет.

Глава поисковой миссии Тони Ромео уверяет, что это именно самолет Эрхарт. Силуэт обнаруженного хвоста очень похож на очертания пропавшего Lockheed 10-E Electra. Других авиакатастроф в этом районе не фиксировалось. Теперь компания намерена получить дополнительные доказательства того, что ей удалось найти обломки летательного аппарата знаменитой летчицы.

От судьбы не улетишь

Одним из самых загадочных в истории мировой авиации считается исчезновение над Тихим океаном Boeing 707 в январе 1979 года. Основным его грузом были 153 картины известного японско-бразильского художника Манабу Мабе. Их оценивали тогда в 1,24 миллиона долларов.

Boeing_707-385CBoeing 707-385C компании Varig Cargo. Фото: Guido Allieri / wikipedia.org

Несмотря на туман в японской столице, 30 января в 20:23 рейс RG-967 авиакомпании Varig Cargo вылетел по маршруту Токио — Лос-Анджелес — Рио-де-Жанейро. Спустя 22 минуты, в 20:45, командир доложил, что полет идет нормально. На следующий сеанс связи, который должен был состояться в 21:23, экипаж уже не вышел. Больше о самолете ничего не известно. Его восемь дней искали и японцы, и американцы. Результата — ноль: не нашли даже масляных пятен авиационного топлива или каких-нибудь обломков. Картины также до сих пор нигде не всплыли — ни в каком смысле.

На борту находились лишь шесть членов экипажа. Командиром воздушного судна был 55-летний Жилберту Араужу да Силва. Его имя вряд ли кому-то что-то скажет, однако опытный пилот Жилберту до этого смог уцелеть в другой авиакатастрофе.

Шестью годами ранее борт, который он вел на Париж, загорелся. Да Силва посадил самолет в поле. Тогда в живых остались семь членов экипажа из 17, а из 123 пассажиров — лишь один, остальные задохнулись в дыму. Да Силва не получил ни царапины. Но как тут не вспомнить присказку, что от судьбы не убежать?

В другом направлении

8 марта 2014 года. Рейс 370 Malaysia Airlines, который должен был доставить 227 пассажиров (плюс 12 членов экипажа) из малайзийского Куала-Лумпура в китайский Пекин, исчез в небе над Южно-Китайским морем через 40 минут после взлета. Лайнер Boeing 777-200ER просто пропал.

Самолет искали долго. Было проведено несколько поисково-спасательных операций. В сумме они стали самыми масштабными в истории авиации и по стоимости, и по количеству привлеченных сил и стран. Все безуспешно. В январе 2015 года всех находившихся на борту признали погибшими в результате «несчастного случая». Его обстоятельства и причины следователи так и не выяснили.

Поиски MH370ВМС США ведут поисково-спасательную операцию после исчезновения рейса MH370 в Андаманском море. Фото: Defenseimagery.mil

Однако в 2015–2016 годах в Индийском океане — на островах Реюньон и Родригес, а также побережьях Мозамбика и ЮАР, то есть в тысячах километров в сторону от маршрута полета Boeing 777 — стали находить обломки самолета. Их идентифицировали как обломки того самого лайнера Malaysia Airlines.

Предполагается, что обломки дрейфовали с океаническими течениями, пока не оказались выброшенными на берег. Также появилась версия, что, после того как самолет пропал с экранов радиолокаторов, он находился в воздухе еще несколько часов, но в каком направлении он двигался и по какой причине — определить абсолютно невозможно.

Эта таинственная история очень заинтересовала киношников. Только Голливуд получил свыше 50 сценариев, связанных с крушением, и у каждого автора был свой взгляд на обстоятельства происшедшего, вплоть до самых фантастических. Именно потому, что в истории остается загадка.

Еще по теме